Высокий расход масла может быть как по серьезным, так и по некритическим причинам. К первой категории относятся следующие возможные неисправности — изношенные поршневые втулки, засорение вентиляционных пробок, изношенные маслоотражающие пробки, протечки через прокладки или уплотнения и другие. Самые простые: неправильно залитое масло, негерметичный масляный фильтр, протечка через клапанную крышку.
Также не следует забывать, что каждый двигатель внутреннего сгорания имеет такое понятие, как «естественное сгорание». Это означает, что масло естественным образом испаряется в процессе работы двигателя (это особенно важно в случае минеральных масел). Поэтому уровень масла следует периодически проверять и доливать.
Какой нормальный угар масла
Прежде чем мы начнем искать причину высокого расхода масла и необходимости регулярной доливки масла, важно понять, что считается нормальным расходом масла. Только после этого можно будет определить, почему двигатель начал кушать масло.
Присадки, снижающие расход масла
При большом расходе масла необходимо отремонтировать двигатель или заменить масляные пробки, но если подгорание смазки незначительное, могут помочь специальные присадки. Чтобы уменьшить количество масла в полете, используйте Hi-Gear OIL Treatment, Liqui Moly Oil Additiv или Podrobnee.
Норма расхода масла зависит от типа и состояния двигателя. Начнем наш обзор с атмосферных бензиновых двигателей. Нормативный расход масла для новых двигателей составляет около 5 … 25 грамм на тысячу километров, то есть около 0,005% … 0,025% на 100 литров сожженного топлива. Время от времени встречаются модели с аналогичной стоимостью до 30 … 40 граммов (например, двигатели V6 или V8). Для нормально используемых двигателей естественный расход составляет примерно 0,025% … 0,1% на 100 литров. То есть примерно 25 … 100 грамм на 1000 километров пробега. Если бензиновый двигатель очень старый, это значение увеличивается до 0,4% … 0,6% на 100 литров, то есть 400 … 600 грамм. Критическое значение составляет 0,8%, или 800 граммов на 100 литров бензина. Такой двигатель требует капитального ремонта!
Теперь немного о бензиновых двигателях с турбонаддувом. Если двигатель новый, он будет расходовать около 80 граммов на 100 литров топлива (относительно 1000 км). Для бывших в употреблении агрегатов критическое значение составляет 2 литра масла на 100 литров топлива.
Что касается дизельных двигателей, то их вложения будут выше, чем у атмосферных бензиновых двигателей. Поэтому нормой считается около 30 … 50 грамм масла на 100 литров топлива. Критическое значение — 2 литра на сотню литров топлива. В этом случае необходим срочный ремонт. Промедление может привести к необратимым последствиям.
Причины увеличения угара смазки в двигателе
Есть две основные причины увеличения потребления углекислого газа:
- Неправильно подобранное или просто некачественное (поддельное) масло. В двигатель необходимо залить масло той вязкости и допуска, которая рекомендована производителем автомобиля. Старайтесь не покупать масло сомнительной марки и не доверять торговым заведениям.
- Интенсивное использование двигателя. Особенно частая работа на большой скорости. В этом случае его температура значительно повышается, и для смазки и охлаждения требуется больше масла. Помните, что в холодное время года используется больше масла. Это связано с особенностями работы вентиляции картера. Поэтому, чтобы снизить расход масла, старайтесь зимой прогреть машину на холостом ходу!
Следование этим простым рекомендациям позволит вам не только снизить расход масла, но и продлить срок службы двигателя и его отдельных деталей.
Снижение уровня масла происходит по двум причинам — из-за расхода масла и утечки (высокая скорость потока). Так что еслимасло соответствующее, а режим езды умеренный, то при хорошем двигателе чрезмерного износа быть не должно. Но когда смазка уменьшается при тех же условиях, есть смысл поискать причину неисправности.
Причины большого расхода масла двигателя и методы их устранения
Условно разделим причины повышенного расхода масла на сложные (ремонт которых сложен и затратен в финансовом отношении) и простые. Разумно начинать диагностику с простого (если у вас есть правильные «симптомы»).
Простые неисправности
Неисправность масляного фильтра. Это очень распространенная и частая причина высокого расхода масла двигателем. Поломка может коснуться как бензиновых, так и дизельных автомобилей. Косвенно диагностировать неисправность можно по регулярному образованию масляных полос под автомобилем (только при диагностике следует определять, что это моторное масло, а не трансмиссионное). Причинами этого могут быть:
- корпус фильтра неплотно прикручен (или не прикручен совсем);
- разрыв корпуса фильтра (например, в случае повреждения или плохого качества самого фильтра);
- уплотнения протекают.
Выход один — заменить старый фильтр и залить свежее масло. При необходимости масляную систему можно почистить.
Крышка клапана
Изношено уплотнение клапана. Это могло быть просто старение от времени или резкие колебания температуры. Обычно утечки видны на болтовых соединениях.
В качестве решения этой проблемы попробуйте затянуть болты для увеличения давления (желательно с помощью динамометрического ключа). Однако лучше всего полностью заменить прокладку клапанной крышки.
Износ уплотнения поддона. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прокладку поддона картера можно увидеть, подняв машину на домкрате или поработав в канале управления. Его материал со временем затвердеет и потеряет эластичность. Выход аналогичный — либо попробовать затянуть болты крепления, либо полностью заменить прокладку.
Несоответствие вязкости масла. В частности, если двигатель предназначен для работы с маслом с низкой вязкостью и в него заливается более вязкое масло, поршневые кольца не смогут полностью удалить смазку со стенок цилиндра. Это приводит к описанной выше ситуации, когда масло попадает в камеру сгорания и его расход увеличивается. Однако это рассуждение важно для современной конструкции двигателя. Для более старых силовых агрегатов по мере увеличения пробега имеет смысл использовать масло с большей вязкостью. В любом случае следуйте рекомендациям производителя автомобиля и заправляйте двигатель предписанным моторным маслом!
Высокое давление в картере. Указанное давление обычно увеличивается при значительном износе двигателя, элементов его цилиндро-поршневой группы. Поэтому необходимо диагностировать состояние двигателя, геометрию цилиндров, состояние их покрытия и так далее. Сначала проверьте газовый клапан картера (крышку). Если он поврежден — его следует отремонтировать или заменить. Также очистите газовый фильтр в картере (если есть).
Обычно при неисправной вентиляции картера наблюдается повышенный расход масла (сильное загрязнение), снижение компрессии, ухудшение сгорания топлива, сокращение срока службы масла (быстрое загрязнение масла). После устранения неисправности необходимо промыть систему вентиляции картера.
Если машина оборудована турбиной, повышение давления может быть связано с отказом машины. Диагностировать выход из строя турбины несложно, обычно в таких случаях выходит из строя сальник или подшипники. Для его ремонта необходимо изготовить определенные детали. В самых критических случаях заменяется вся турбина.
Сложные причины
Теперь перейдем к более сложным причинам, по которым двигатель «ест» масло. Обычно это частичный отказ основных узлов двигателя. Их обременяют сложным ремонтом, вплоть до капитального ремонта.
Износ маслоотражающих приспособлений. ЗадачаЭти маленькие сальники предназначены для удаления масла из хода клапана. В результате естественного износа (или в результате постоянных резких перепадов температуры, но реже) они теряют гибкость и не справляются со своими задачами. Смазка остается на клапанах и горит, образуя толстый слой сажи. Это приводит к тому, что в машине выгорает масло.
В этом случае ремонт еще не очень сложен, но вам придется немного разобрать двигатель, чтобы заменить их.
Износ поршневых маслосъемных колец. Обычно это выражается в их значительном перегреве и / или механическом износе. Основная задача этих деталей — не допустить попадания моторного масла в камеры сгорания. Однако в процессе эксплуатации они постоянно трутся о стенки цилиндра и подвержены естественному износу. Когда износ достигает критического значения, кольца перестают выполнять свою работу, и часть масла сжигается вместе с топливом. Косвенная диагностика такой неисправности Цвет и запах выхлопных газов могут измениться в зависимости от запаха горящего масла. Обычно это приводит к выходу синего дыма из выхлопной трубы. Износ колец также может произойти в результате падения уровня охлаждающей жидкости. Из-за этого двигатель сильно нагревается и кольца, как говорят водители, «разваливаются».
Ремонт в этом случае стоит довольно дорого, как по загруженности, так и по деньгам. Для этого необходимо разобрать двигатель и заменить маслосъемные кольца.
Но может быть и менее дорогостоящая причина — залипание колец и масляных каналов. Такая ситуация возникает, когда двигатель долгое время работал на плохом (или неподходящем для него) масле. В этом случае предусмотрен повышенный расход моторного масла, но его решение гораздо проще — использование специальной антиуглеродной жидкости для обработки.
Повреждение стенок цилиндров двигателя. Эта причина связана с естественным износом блока цилиндров. Чаще встречается в двигателях с большим пробегом (старые автомобили). В этом случае масло попадает в камеру сгорания, потому что кольца (даже если они не повреждены) неплотно прилегают к стенкам блока цилиндров. В эти зазоры течет масло. Синий дым будет выходить из выхлопной трубы так же, как и на предыдущем шаге. Количество «съеденного» масла зависит от степени износа стенок цилиндров.
Ремонт в этом случае тоже стоит довольно дорого. В лучшем случае вам придется перестроить блок, чтобы придать цилиндрам соответствующую геометрическую форму.
Повреждение прокладки ГБЦ. Утечка в прокладке ГБЦ может привести к ряду неисправностей и поломок, в том числе к тому, что двигатель израсходует масло. В этом случае может быть две причины. Первый — это повреждение ГБЦ или самой прокладки, т.е. неправильная геометрия и масло куда-то начинает течь. Однако такой вариант маловероятен, особенно на иномарках, и только на новых машинах. Второй вариант — двигатель сильно изношен и просто выгорела прокладка ГБЦ.
Диагностировать неисправность можно двумя способами. В первую очередь следует провести визуальный осмотр блока на предмет утечки масла из точки крепления (под болт) и по периметру прокладки. Второй способ — проверить состояние охлаждающей жидкости. В случае выхода из строя образуются масляные пятна. В некоторых случаях появляется белая эмульсия.
Что делать в этой ситуации? Все достаточно просто (и недорого в финансовом смысле) — необходимо заменить прокладку ГБЦ. Помните, что замену следует проводить по определенному алгоритму, соблюдая порядок затяжки болтов, а также момент затяжки. Желательно использовать динамометрический ключ, а также иметь информацию о величине приложенного напряжения для каждого болта.
Сальники
Повреждены сальники коленвала и / или распредвала. Обычноизвестно, что передняя часть коленчатого вала простирается к передней части двигателя. Это специальный сальник, который со временем в результате перепада температур (особенно сильного мороза) или в результате механического повреждения может выйти из строя и протечь. Неправильное масло также может сжечь масло. Это означает, что масло или его присадки могут со временем вызвать коррозию сальника и / или выдавить его под значительным давлением. Это неприятная ситуация, которую, как известно, трудно диагностировать.
Второй сальник коленвала (задний) тоже сложно проверить. В большинстве моделей современных автомобилей (причем, не важно, с механической или автоматической коробкой передач) противоположный конец коленчатого вала входит в коробку передач, поэтому визуально его не видно. Об этой ситуации косвенно можно догадаться по лужице масла, регулярно появляющейся под местом входа коленчатого вала в коробку передач. Если лужа появляется регулярно, следует посетить СТО или самостоятельно разобрать коробку передач и провести соответствующую диагностику и ремонт. Это занимает довольно много времени, но не стоит слишком больших денег.
То же касается и распредвала, единственное приятное исключение — у него нет заднего сальника, а передний заменить не очень сложно. Проблема диагностики усугубляется тем, что течи масла в этом случае скрыты под крышкой ремня ГРМ. Однако обычно в таких ситуациях масло течет до крышки картера. Если есть масляные пятна, осмотрите его соответствующим образом.
Помимо этих очевидных причин, могут быть косвенные причины, к которым так или иначе относятся: перегрузка смеси или грязный воздушный фильтр. К ним относятся чрезмерно богатая смесь или загрязненный воздушный фильтр.
Почему дизель жрет масло
Дизельные двигатели тоже могут «подавиться» маслом. В дополнение к причинам, указанным выше (которые относятся как к бензиновым, так и к дизельным двигателям), у дизельных двигателей есть одна особая причина. В частности, детали насоса высокого давления подвержены значительному износу. Как правило, они смазываются и охлаждаются общей масляной системой. Из-за износа деталей и / или уплотнений моторное масло может попасть в камеру сгорания двигателя.
Косвенными признаками этой неисправности, помимо повышенного расхода масла, является появление густого черного дыма выхлопных газов (похожего на синий дым в бензиновых двигателях).
Пара слов про турбины
Двигатели с турбонаддувом имеют свою специфику работы, из-за которой возможен чрезмерный расход масла. Например, старые турбины охлаждались системой смазки двигателя. Следовательно, если турбина выходит из строя во время работы (подшипники повреждены), она может переносить моторное масло через подшипники. И в зависимости от того, насколько битый, расход турбинного масла может быть довольно высоким, и может составлять до 1 … 3 литров на 10 тысяч километров.
Кроме того, частичный отказ турбокомпрессора может вызвать повышение давления в картере. Это, в свою очередь, приводит к тому, что масло попадает в цилиндры непосредственно в систему впрыска топлива через систему вентиляции картера. В этом случае турбину необходимо проверить, отремонтировать и при необходимости заменить.
Перерасход масла на новых автомобилях
На двигателях, которые только что были сняты с производственной линии или подверглись капитальному ремонту, все трущиеся детали еще не полностью притерты. По этой причине первые несколько сотен километров эксплуатации двигатель работает в режиме обкатки, при котором между деталями могут возникать микроскопические зазоры. Именно через эти зазоры возможна утечка масла. Это нормализуется, когда детали обкатываются и двигатель может работать на полную мощность.
Не забывайте, что во время обкатки следует водить экономно и не подвергать двигатель большим нагрузкам (в том числе на высоких оборотах).
Напоследок
В заключение следует отметить, что проверка уровня моторного масла — это не только прямая обязанность автовладельца,но также ключ к тому, чтобы двигатель работал в течение длительного времени и в нормальном режиме. Используйте масло (вязкость и допуск), рекомендованное производителем автомобиля. И помните, если автомобиль начал «пожирать» масло, постоянное добавление смазки не решит проблему в корне, это лишь временная мера, которая может только усугубить ситуацию. Как только проблема будет выявлена, машину следует как можно скорее диагностировать на предмет возможных причин утечки моторного масла, а затем отремонтировать.