Многие владельцы дизелей после долгой ночной остановки сталкиваются с тем, что машина не заводится или плохо работает двигатель — вибрирует, задыхается. Каковы причины и что нужно сделать, чтобы облегчить запуск холодного дизеля?
Почему дизель трудно запустить «на холодную»
В холодную погоду сложно запустить двигатель. Особенно это касается дизельных двигателей.
Есть много причин, по которым двигатель плохо заводится в холодном состоянии. Перечислим несколько наиболее распространенных.
- низкая компрессия в цилиндрах
- топливные магистрали и топливо в них замерзают
- моторное масло загустело
- низкий аккумулятор, неисправный стартер
- отказ свечи накаливания
- трещина в топливной системе
- ТНВД и форсунки повреждены
низкая компрессия в цилиндрах
Если двигатель достаточно старый, запуск в холодную погоду может быть затруднен из-за низкой компрессии в цилиндрах.
Проблема в этом случае проявится в основном после длительного бездействия. Уже прогретый двигатель будет сложно перезапустить. После запуска такой двигатель «проносится», при движении его обороты плавают. На холостом ходу дизельный двигатель сильно вибрирует и даже может заглохнуть.
Причина такой нестабильной работы дизеля — плохо изношенные части корпуса цилиндра: между ними образуются зазоры, снижается герметичность цилиндра и уменьшается компрессия. В результате топливно-воздушная смесь не сжимается и не нагревается, т.е. не может воспламениться.
После достижения дизелем своей рабочей температуры зазоры между элементами ГБЦ под действием тепла уменьшаются, компрессия увеличивается, и работа двигателя становится более стабильной.
замерзло топливо
Самая распространенная и известная причина, по которой дизельный двигатель может не запускаться зимой. После остановки на ночь дизельное топливо может загустеть и превратиться в воскообразный гель. Особенно, если владелец не перешел на «зимнюю» солярку с наступлением холодов.
Когда в дизельном топливе образуются кристаллы парафина, они забивают топливный фильтр. Поэтому основная рекомендация для всех владельцев дизельных двигателей — менять топливный фильтр ежегодно перед зимним сезоном.
Нагрев топливной системы (например, горелкой) и добавление в топливо антигелеобразных присадок помогут решить проблему. В запущенных случаях необходимо произвести промывку и даже ремонт дизельной топливной системы.
Другая причина, по которой топливо не перекачивается по трубопроводам, заключается в том, что вода попала в топливо и замерзла в фильтре.
Вода может попасть в топливный бак из-за конденсата на стенках топливного бака или выпадать в баке, если топливо некачественного. Чтобы избежать этой проблемы, в холодные дни держите бак как можно более полным и добавляйте в топливо осушающую присадку.
загустело моторное масло
Если масло в картере слишком густое или его индекс вязкости не подходит для зимней эксплуатации, двигатель не запустится.
Поэтому стоит снять щуп и оценить состояние масла. Если утечки нет, замените моторное масло, уменьшив его вязкость.
О том, как правильно выбрать моторное масло, мы писали здесь.
АКБ разрядилась, стартер клинит
Аккумулятор выдерживает экстремальные нагрузки в холодное время года.
Если он старый или уровень заряда упал после ночного простоя, коленчатый вал не будет вращаться достаточно, чтобы создать давление, и свечи накаливания не будут нагреваться для нормального нагрева воздушно-топливной смеси в цилиндрах.
В холодную погоду стартером сложнее заводить коленчатый вал, потому что моторное масло на морозе густеет. Если он изношен, может заклинивать — и тогда стартер проворачивает кривошип, щелкает, но двигатель не запускается.
вышли из строя свечи накаливания
Свечи накаливания облегчают запуск дизельного двигателя за счет нагрева топлива в цилиндрах. Свечи накаливания питаются от реле, а их нагрев регулируется контроллером с учетом установленного времени, по истечении которогореле перестает подавать напряжение на свечи накаливания.
Повреждение свечей накаливания обнаружить нелегко: даже если 1 или 2 свечи накаливания вышли из строя, двигатель вряд ли можно запустить, даже если на улице -5.
Некачественные свечи накаливания выходят из строя за один сезон, поэтому не экономьте на качестве свечей накаливания.
Проверьте свечи накаливания, открутив их и измерив их сопротивление. Владельцу сообщили, что проблема связана со свечами накаливания из-за задержки остановки двигателя. Холодный двигатель также «рычит» при запуске и требует поддержки стартера.
Признаком неисправности реле или контроллера является отсутствие характерного звука (легкого щелчка) при повороте ключа зажигания перед запуском дизеля.
завоздушина в топливной системе
Характерной особенностью дизельного двигателя является то, что воздух и топливо поступают в цилиндры раздельно. Если в топливе есть воздушная пробка, двигатель заглохнет.
Воздух попадает в топливопроводы через места утечки. Для снятия пробки производится прокачка ТНВД и магистралей.
неисправен ТНВД, форсунки
Дизельные форсунки со временем забиваются загрязнениями топлива, частицами ржавчины и металлической стружкой.
Изношенные и загрязненные форсунки не могут правильно перекачивать и распределять топливо в камере сгорания. В результате дизельный двигатель теряет мощность, работает на холостом ходу, нестабильно работает и выходит из строя.
Если дизельный двигатель обычно запускается холодным, но отказывается запускаться горячим после прогрева и достижения рабочей температуры, проблема связана с поршневой парой топливного насоса высокого давления. Решение — отремонтировать или заменить систему впрыска топлива.
Цвет выхлопных газов также поможет определить причину, по которой дизельный двигатель плохо запускается при низких температурах и становится нестабильным. О том, как определить проблемы с дизелем по цвету выхлопных газов, мы подробно писали здесь.
Итого
Как видите, причин, по которым дизельный двигатель не запускается при низких температурах, много.
Чтобы успешно запустить дизель в холодное время года, нужно подготовиться к наступлению холодов:
- зарядите аккумулятор (замените на новый), убедитесь, что генератор в хорошем техническом состоянии
- замена моторного масла и фильтра
- проверить работоспособность свечей накаливания
- заменить топливный фильтр
- смена топлива на зимнее
- ехать с полным баком бензина
В большинстве случаев даже при соблюдении этих мер проблем с запуском дизеля в холодном состоянии не возникает.
Но если двигатель не запускается холодным, попробуйте добавить теплое топливо в бак или подогреть DT в магистралях, направив (бытовое) здание фунта к топливному фильтру и бензобаку. Затем прогрейте дизельное топливо на холостом ходу в течение 10-15 минут, пока теплое топливо не стечет обратно в бак, и отправляйтесь в путь.
Если проблема в разряженном аккумуляторе, попробуйте «завести» двигатель, а лучше — снимите, прогрейте и зарядите аккумулятор.