Датчики износа тормозных колодок: надежный отсчет времени жизни колодок

Датчики износа тормозных колодок Полезные Советы

Тормозная система основана на трении — торможение происходит за счет трения тормозных колодок о тормозной диск или барабан. Тормозные колодки со временем изнашиваются и изнашиваются, поэтому важно своевременно их заменять. Чтобы узнать, что пора устанавливать новые колодки, вам понадобится датчик износа тормозных колодок — о нем, его конструкции и замене вы можете прочитать в этой статье.

Для чего необходимы датчики износа тормозных колодок

В настоящее время на всех наземных транспортных средствах используются фрикционные тормоза, то есть тормоза, основанные на силе трения. В автомобилях это делается в виде встроенных в колеса тормозных механизмов, состоящих из неподвижных тормозных барабанов или дисков и подвижных тормозных колодок. Когда колодки соприкасаются и трутся о диски или барабаны, кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию (когда колодки и диски нагреваются), он теряет скорость и останавливается.

Детали тормозных колодок — фрикционные накладки — в процессе эксплуатации подвержены значительному износу, их толщина со временем уменьшается, изменяя характер торможения. Когда толщина колодки достигает 2–3 мм (этот предел обычно оговаривается производителем колодок), ее необходимо заменить, поскольку чрезмерно изношенные колодки вызывают более интенсивный износ тормозного диска или барабана и ухудшение эффективности торможения. Проще говоря, опасно ездить с изношенными колодками, а также сопряжено с риском дополнительных расходов на замену деталей тормозной системы.

Раньше водителю приходилось самому контролировать толщину колодок, сегодня эта задача значительно упрощается благодаря использованию простых приспособлений — датчиков износа тормозных колодок. Эти датчики устанавливаются на колодку, и когда они достигают критического уровня износа, они каким-то образом сообщают о необходимости замены колодки. Использование датчиков позволяет не беспокоиться о состоянии тормозов, вовремя заменять колодки и быть уверенным в надежности тормозной системы автомобиля.

Разновидности, устройство и принцип действия датчиков

В настоящее время существует два больших класса датчиков износа тормозных колодок, различающихся принципом действия:

  • Механические датчики;
  • Электронные датчики.

Механический датчик — самое простое, но достаточно надежное решение, которое десятилетиями используется в колодках и до сих пор пользуется большой популярностью. Конструктивно датчик представляет собой стальную пружинную пластину, изогнутую в виде перевернутой буквы U, которая одним концом прикреплена к краю шайбы. Другой конец пластины свисает над тормозным диском на уровне, на котором установлен предел износа колодок. По мере того как колодка изнашивается, она начинает тереться о тормозной диск, производя специфический скрежет и дребезжащий звук, который используется для предупреждения водителя о необходимости замены колодки.

Электронный датчик — более совершенное и надежное решение, которое активно используется практически во всех новых автомобилях. Датчик имеет самую простую конструкцию: это пластиковый корпус с врезанным в него мягким металлическим сердечником (чтобы не повредить тормозной диск), а сзади есть кабель и разъем. Датчик устанавливается на колодке, а контакт размещается на уровне, обозначающем предел износа колодки.

Электронный датчик работает как часть простой системы, в которую также входит тормозной диск.и индикатор, отображаемый на приборной панели. При приемлемой толщине шайб контакты этой цепи разрываются и индикатор не горит. Когда колодка изнашивается, контакт датчика соприкасается с ротором дискового тормоза, а индикатор на приборной панели сигнализирует о необходимости замены тормозных колодок.

Существует множество различных типов электронных датчиков и схем их подключения. На площадке находятся два наиболее распространенных типа датчиков, различающихся способом крепления:

  • Датчики, установленные сбоку тормозной колодки (или в предусмотренной для этого выемке);
  • Датчики устанавливаются в корпусе тормозной колодки в предусмотренную для этого выемку.

Оба типа датчиков имеют практически идентичную конструкцию: датчик, кабель от него и разъем для подключения датчика к системе.

Датчик первого типа является наиболее простым и часто представляет собой пластиковую пластину (с помощью которой датчик крепится к блоку), на которой закреплен стержневой контакт. Такая конструкция позволяет легко контролировать целостность сенсора и быстро заменять сенсор. Второй тип также имеет незамысловатую конструкцию — обычно это цилиндр с контактной пластиной на одном конце. Цилиндр вдавливается в башмак, так что переключатель спрятан в фрикционной накладке башмака.

Первый тип датчика имеет пороговый эффект, то есть сигнализирует о необходимости замены накладки, когда она уже изношена, и вам не следует откладывать это. Второй тип датчика позволяет реализовать функцию раннего предупреждения о критическом износе — индикатор на панели сначала горит желтым цветом, а после критического износа — красным.

Достигается это очень просто. Хорошо известно, что накладки фрикционных башмаков содержат определенное количество металлического порошка, и поэтому накладка является электропроводной, но лишь в небольшой степени из-за ее высокого сопротивления. Электрическое сопротивление колодок зависит от их толщины, и это свойство используется для определения того, насколько быстро приближается критический износ. Система непрерывно измеряет сопротивление в цепи датчик-колодка-тормозной диск, и когда сопротивление снижается до определенного уровня (т. Е. Когда колодки частично изношены), на приборной панели загорается желтый индикатор. Этот сигнал указывает на то, что колодки все еще можно использовать, но они скоро станут критическими, а это значит, что пора покупать новые колодки, поэтому, когда цвет индикатора изменится с желтого на красный, немедленно замените их.

Монтаж и эксплуатация датчиков износа тормозных колодок

Большинство современных колодок и датчиков продаются отдельно, что позволяет заменять один независимо от другого (это не мешает производителям продавать колодки со встроенными датчиками). Однако чаще всего при установке новых колодок рекомендуется использовать новые датчики, так как старые могут быть повреждены или работать некорректно.

Датчики комплектуются элементами крепления, позволяющими при необходимости быстро их заменить — пружинами, зажимами, стяжками и т.д. Иногда от этого страдают механические датчики, которые могут просто отвалиться из-за вибрации, грязи и других негативных факторов.

Может использоваться разное количество датчиков износа — от одного датчика, установленного на одном блоке любого переднего колеса, до четырех датчиков, установленных на всех колесах (датчики устанавливаются только на наружных блоках). Оптимальным решением является установка двух датчиков, один из которых установлен на одном из передних колес, а другой — на одном из задних колес. Процедура замены колодок и датчиков обычно оговаривается в инструкции по эксплуатации автомобиля, хотя она более или менее одинакова для всех автомобилей и не сложна.

Электронные датчики, несмотря на элементарное устройство, часто выходят из строя, чаще всего по следующей причине:

  • Истирание изоляции проводов датчика при коротком замыкании;
  • Обрыв проводов датчика;
  • Потеря контакта в разъеме датчика из-за попадания грязи;
  • Короткое замыкание из-за грязи между контактамив разъеме;
  • Коррозия контактов и проводов.

Поэтому необходимо периодически проверять шайбы и целостность датчиков.Однако современные более совершенные системы контроля износа тормозных колодок более широко используются и включают в себя датчики и контроль целостности цепи.Такие системы обеспечивают максимальное спокойствие, избавляя от необходимости беспокоиться о состоянии колодок и датчиков.

Использование датчиков износа тормозных колодок в автомобиле не является обязательным, но это простое и недорогое решение, позволяющее взять под контроль тормозную систему и тем самым сделать автомобиль более безопасным и надежным.

Оцените статью
Интернет-Клуб Для Автолюбителей