Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля Тюнинг

Основным источником электроэнергии в автомобиле является генератор. Именно благодаря ему все агрегаты, устройства и электрические системы работают исправно. В случае его выхода из строя ток, вырабатываемый генератором, не будет подаваться на аккумулятор, соответственно, такая машина больше не сможет функционировать. Поэтому во избежание таких случаев следует регулярно проводить диагностику данного устройства. И сегодня мы рассмотрим, как проверить генератор своими руками и какие устройства для этого потребуются.

Инструменты

В первую очередь необходимо позаботиться о покупке специальных приборов для диагностики таких узлов. Это может быть мультиметр и вольтметр. Оба устройства есть в дефиците, и их можно купить по довольно разумной цене. Предельная стоимость вольтметра не более 20 долларов.

В чем же отличие между мульти- и вольтметром?

Основное отличие состоит в том, что первый элемент, помимо измерения напряжения, может определять массу других электрических параметров. Это сила тока, удельное сопротивление и так далее. Однако и с помощью обычного вольтметра можно провести диагностику генератора. Однако для этого необходимо знать последовательность всех работ, о которых мы расскажем ниже.

Как проверить генератор?

На ВАЗ разных годов выпуска эта диагностика существенно не отличается, поэтому данную инструкцию можно применять ко всем автомобилям и даже иномаркам.

Итак, сначала проверьте аккумулятор. Необходимо запустить генератор, который потом его зарядит. Значит, разряженный аккумулятор не может запустить этот элемент и поэтому нет смысла проверять его на разряженном аккумуляторе. Кстати, если при минусовой температуре наблюдаются скачки зарядки, скорее всего, ваш аккумулятор сильно изношен. В этом случае его необходимо заменить.

Как проверить генератор мультиметром? Сначала выключите двигатель и подключите прибор к аккумулятору. Это несложно — красный контакт отвечает за «плюс», а черный контакт — за «минус». Во время диагностики не рекомендуется прикасаться к аккумулятору голыми руками.

После того, как манипуляции будут произведены, прибор должен показать нагрузку. Если напряжение 12 В и выше, значит, с аккумулятором все в порядке, генератор можно запустить, повернув ключ зажигания. Если мультиметр показывает значения ниже 12 В, значит, батарея разряжена. В этом случае его следует зарядить до напряжения 13-13,5В. Если аккумулятор немедленно начинает терять напряжение, это признак значительного износа. Напомним, средний срок службы автомобильного аккумулятора составляет 2-3 года.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Диагностика реле

Продолжим, как проверить генератор. Так что если окажется, что аккумулятор заряжен, переходите к следующему шагу. На очереди диагностика реле. Этот элемент используется для поддержания необходимой разности потенциалов в бортовой сети автомобиля. Эта деталь снижает риск перенапряжения в сети автомобиля. Как проверить реле генератора? Если вы используете мультиметр в качестве диагностического прибора, переключите его в режим измерения напряжения. Затем нужно запустить двигатель и обратить внимание на масштаб устройства. Мультиметр должен показывать значения от 14 до 14,5 В (на выходах генератора или на клеммах аккумулятора). В этом случае после нажатия на педаль газа (здесь лучше всего вызвать помощника) напряжение не должно увеличиваться более чем на 0,5 В. Если хотя бы в одном из этих случаев прибор показывал другие значения, реле генератора неисправно. . Если данные в норме, переходите к другим пунктам.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Диагностика диодного моста

Как проверить диодный мост генератора? Для этого переключите мультиметр в «звуковой» режим. Затем замкните контакты зонда и слушайте устройство. Последний должен издавать характерный скрип. Обратите внимание, что мост состоит из 6 светодиодов, половина из которых предназначена для «плюса», а другая половина — для «минуса». Каждую из них следует проверять в обоих направлениях. При этом звуковой сигнал должен быть слышен только в одном из них. Если диод «скрипит» в обе стороны, скорее всего, он пробити подлежит замене. Однако водители рекомендуют в этом случае заменить весь мост. На этом вопрос, как проверить диодный мост генератора, можно считать закрытым. Однако это не означает, что диагноз поставлен. На очереди статор генератора. Эта деталь представляет собой металлический цилиндр со специальной обмоткой внутри. Как проверить этот пункт? Для этого отсоедините от моста провода статора и проверьте состояние обмотки. Обмотка не должна иметь механических повреждений, ожогов и других деформаций. Затем переведите мультиметр в режим измерения сопротивления и убедитесь, что обмотка не повреждена. Как это сделать?

В этом случае мы измеряем сопротивление между любым из проводников обмотки и самим корпусом статора. Полученные числа должны быть большими. В идеале они уходят в бесконечность. Однако если прибор показал сопротивление менее 50 кОм, скорее всего, вышел из строя генератор.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Проверка ротора

Но это не все. Также проблема выхода из строя генератора может быть скрыта в изношенном роторе. Последний представляет собой металлический стержень. На нем есть обмотка. Кроме того, ротор (то есть конец стержня) имеет кольца, о которые трутся щетки генератора. Так как же проверить, подходит ли эта деталь для использования? Для этого снимите ротор и проверьте состояние подшипников. Также обратите внимание на обмотку. Как и в предыдущем случае, на нем не должно быть никаких повреждений или перегорания.

Однако визуального осмотра недостаточно для диагностики такой детали, как ротор генератора. Этот элемент, как и все остальные, необходимо проверять мультиметром. Как это сделать? Для этого измерьте удельное сопротивление между контактными кольцами. Полученный результат должен быть не менее 2 Ом. Если цифры были меньше единицы или даже близки к нулю, это означает, что в системе произошло короткое замыкание, которое повлияло на ротор, повредив его. Выход из этой ситуации только один — замена деталей.

Техника безопасности

При диагностике узлов не следует забывать, что генератор является источником электричества. Поэтому все его компоненты могут вызвать поражение электрическим током при несоблюдении правил безопасности. Теперь вы знаете, как проверить генератор. Но нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Ни при каких обстоятельствах не следует проверять работу компонентов на короткое замыкание.
  • Не подключайте клемму «30», также обозначенную как «B +», к клемме 67 или «D +». Также недопустимо подключение его к «земле».
  • Запрещается эксплуатировать генератор с отключенным аккумулятором. Несоблюдение этого правила может быстро повредить устройство.
  • При необходимости замены проводки в системе генератора обращайте внимание на сечение и длину приобретаемых элементов. Эти два параметра должны быть максимально приближены к параметрам «родных» проводов.
  • Как проверить генератор? Сначала убедитесь, что все соединения надежны и исправны, а натяжение ремня нормальное. Это не так уж и сложно. При нажатии на середину ремня большим пальцем ремень генератора не должен сдавливаться более чем на 1-1,5 сантиметра. Если нет, ослабьте или затяните его (в зависимости от ситуации).
Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Сварщикам на заметку

Кстати, при проведении ремонтных и сварочных работ в автомобиле необходимо отключать все кабели, идущие к аккумулятору и генератору. В противном случае неизбежно короткое замыкание или обрыв бортовой сети.

Итак, мы узнали, как проверить зарядку генератора своими руками.

Автомобильный генератор может выйти из строя по следующим причинам:

  • износ втулки ротора катушки возбудителя;
  • выход из строя регулятора напряжения;
  • выход из строя диодов выпрямительного моста;
  • короткое замыкание или обрыв обмотки;
  • Неисправность в области коллектора.

Большинство из этих неисправностей можно диагностировать, не разбирая генератор с машины, так как для этой работы на некоторых автомобилях требуются специальные инструменты.доступ снизу и сложные слесарные операции.

Диагностирование износа втулок ротора катушки возбуждения

Износ втулки ротора (якоря) катушки возбуждения приводит к увеличению трения скольжения и, как следствие, к перегреву генератора, снижению эффективности преобразования механической энергии в электрическую, увеличению нагрузки на двигатель автомобиля.

В самом критическом случае может сломаться втулка, а рабочее колесо заклинить. Это может привести к разрыву ремня генератора, что, в свою очередь, может привести к серьезным проблемам с двигателем.

Поэтому своевременное профилактическое обслуживание генератора начинается с втулок. Иногда вместо них используются подшипники, хотя втулки более надежны.

Износ втулок обычно диагностируют по характерному металлическому звену при работе генератора, увеличению натяжения ремня генератора.

Ремень легче снять и проверить биение шкива генератора, переместив его перпендикулярно оси. Наличие даже небольшого люфта указывает на необходимость замены втулок или подшипников.

Неисправность регулятора напряжения

Регулятор напряжения обеспечивает постоянный уровень напряжения на клеммах генератора при разных оборотах двигателя. Если вы посмотрите на типичную схему генератора переменного тока, регулятор напряжения контролирует ток обмотки возбуждения.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Генератор — это саморегулирующаяся система. По мере увеличения скорости вращения напряжение на АРН увеличивается, что снижает ток через катушку возбуждения. По закону индукции напряжение на обмотках статора уменьшается, а значит, и напряжение на выходе генератора.

В нормальном режиме работы генератор обеспечивает стабильное напряжение аккумуляторной батареи в диапазоне от 13,3 до 14,5 В независимо от оборотов двигателя.

Превышение и понижение уровня напряжения указывает на возможность повреждения регулятора, это необходимо проверить.

Конструктивно регулятор может быть выполнен в виде блока со щетками или без них.

Иногда его называют «таблеткой» или «плиткой шоколада».

В большинстве случаев его можно легко снять, не разбирая генератор, и проверить дома или в гараже. Типовая схема проверки регулятора напряжения представлена ​​на рисунке.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Как 6 ламп, может использоваться в качестве освещения любой кабины. 1 — аккумулятор, 2 — регулятор напряжения, 3 — электронная система, 5 — зажим для подключения тонкого провода, идущего к генератору. Если лампочка горит, регулятор исправен. Однако, если напряжение зарядки аккумулятора выше 15 В, регулятор напряжения все равно необходимо заменить.

Замена регулятора необходима также в случае значительного износа щеток. Однако, если у вас есть опыт ремонта электроинструментов, вы можете попробовать заменить изношенную щетку (желательно обе щетки одновременно).

Почти в половине случаев выход из строя генератора происходит из-за выхода из строя регулятора напряжения.

Пробой диодов выпрямительного моста

Это, пожалуй, самый опасный и трудно поддающийся устранению сбой. Это очень часто случается, когда аккумулятор поляризован. Это происходит при обратном соединении полюсов аккумулятора. В этом случае в автомобиле могут перегореть еще несколько предохранителей и блоков.

Диоды обычно выходят из строя парами, потому что выход из строя одного из них вызывает последовательное приложение постоянного напряжения к диоду. Когда диод выходит из строя, его сопротивление становится почти нулевым.

Когда это происходит, генератор начинает перегреваться и нагрузка на аккумулятор увеличивается. Выход из строя диодного моста может вызвать короткое замыкание в электросистеме, возгорание.

Если вы чувствуете запах гари из области генератора, он становится чрезмерно горячим, немедленно отсоедините все кабели, идущие к генератору, особенно толстый кабель. Тщательно утеплите их и отправляйтесь на стоянку.

Проверить диоды выпрямительного моста на повреждения просто. Генератор должен «пищать» как диод. Для этого установите мультиметр в положение «Диод». Затем отсоедините все клеммы от генератора. Сначала вставьте штифт мультиметра между зажимом для толстой проволоки и массой автомобиля.в одном направлении, а затем в противоположном. В одном направлении он должен «звенеть» (сопротивление от 200 до 1000 Ом, как диоды при прямом включении), в обратном — не должен (сопротивление очень высокое, более ста кОм).

Конечно, лучше снять генератор, разобрать его, снять диодный мост и проверить каждый диод отдельно.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Иногда диодные мосты генератора называют «подковами», сами знаете почему. Круглые (6 штук) — это силовые диоды, обычно они перегорают, их сложно заменить. При их установке используется не пайка, а сварка. В худшем случае вы можете просто обыграть не ту пару, не нуждаясь в замене. Генератор по-прежнему будет работать, хотя и не на полную мощность. Цилиндрические диоды действуют как регулятор напряжения. Сбои случаются реже, но их также следует проверять, как описано выше.

Короткое замыкание или обрыв обмоток

Если обрыв обмотки каким-то образом можно обнаружить мультиметром, а это путем разборки генератора, короткое замыкание диагностируется плохо, так как сопротивление обмотки низкое.

Основным признаком повреждения обмотки генератора является изменение цвета лаковой изоляции медных проводов обмотки генератора. При повышенных токах короткого замыкания цвет проводов становится заметно темнее. Это сопровождается запахом гари при работающем генераторе.

Вы можете перемотать генератор, но сейчас это дорого. Если можно купить аналогичные или с такими же монтажными размерами у другой машины, лучше не прокручивать.

Изменение цвета обмотки можно определить визуально. В генераторе много технологических отверстий для охлаждения, при хорошем освещении можно рассмотреть цвет обмоток.

Неисправность коллекторной зоны

Коллектор выполнен из латунных цилиндрических контактов обмотки возбуждения, по которой движутся щетки.

Как проверить автомобильный генератор. Как найти неисправность генератора не снимая его с автомобиля

Они имеют свойство изнашиваться неравномерно. Это приводит к искрообразованию в области щеток, перегреву коллектора, дальнейшему разрушению щеток и коллектора.

Коллекторы просверливаются и шлифуются во время обслуживания генератора. Бесконечно это делать нельзя, поэтому коллекторы меняют после небольшого ремонта.

Износ коллектора можно диагностировать после разборки генератора. Если снять регулятор напряжения щетками, пальцем можно нащупать область вокруг коллектора. Если он «горбится», подумайте о профилактике.

Вы можете обнаружить искрение щеток при работающем двигателе, и это свидетельствует об износе коллектора, если выключить все фары на ночь.

Генератор — один из самых консервативных агрегатов в автомобиле. Его конструкция практически не менялась более пятидесяти лет. Если своевременно произвести плановое обслуживание (чистка, замена подшипников или втулок, ремня, щеток), то оно прослужит вам долго.

Оцените статью
Интернет-Клуб Для Автолюбителей