Сегодня мы поговорим о датчике положения коленчатого вала двигателя, где он находится, симптомах его неисправностей, как проверить его на разных автомобилях с помощью приборов.
Как все работает
Современный автомобиль оснащен большим количеством всевозможных датчиков, основная задача которых — контролировать работу механизмов или систем.
Данные с этих датчиков передаются в электронный блок управления, который на основании полученной информации уже производит регулирование работы некоторых систем.
Одним из наиболее важных элементов управления является датчик положения коленчатого вала (датчик положения коленчатого вала, датчик ВМТ).
Этот датчик контролирует скорость вращения коленчатого вала двигателя.
На основании показаний блок управления регулирует работу топливной системы и системы зажигания.
Проще говоря, на основе показаний системы TDCS, ЭБУ регулирует, сколько топлива подавать в цилиндры, когда подавать и в какой момент подавать искру.
Следовательно, это может быть единственный датчик, отказ которого может помешать запуску приводного агрегата, так как невыполнение этого приведет к отказу топливной системы.
Даже если он начнется, он будет нерегулярным, прерывистым и так далее. Поэтому этот датчик коленвала очень важен и необходимо следить за его работой.
Расположение ДПКВ — особенности конструкции
Обычно этот датчик находится возле шкива генератора. Этот шкив обычно имеет круговое зубчатое кольцо, так называемое синхронизирующий диск. Датчик реагирует именно на вращение этого диска.
Стоит отметить, что для получения точных данных о вращении коленчатого вала ДКПВ располагается на некотором расстоянии от циферблата.
При правильно установленном устройстве расстояние между его сердцевиной и вершиной каждого зуба должно составлять от 0,6 до 1,5 мм.
Место захвата не самое удобное, но добраться до него можно.
В автомобилях используется несколько различных конструкций и принципов работы ДПКВ:
- индуктивный (один из самых распространенных);
- Датчик Холла;
- Оптический.
Мы пока не будем рассказывать об особенностях устройства и работы каждого из них, а сразу перейдем к недостаткам.
Признаки неисправности
Неисправность этого устройства проявится сразу. Симптомами неисправного ДКПВ являются:
- Невозможность запуска силовой установки;
- Снижение динамики автомобиля при движении;
- Плавающие обороты в разных режимах движения;
- Прерывистый режим работы, нестабильность холостого хода;
- Под нагрузкой может произойти детонация.
Стоит отметить, что поскольку этот датчик очень важен для работы силовой установки, в случае его выхода из строя электронный блок сигнализирует об этом факте, активировав сообщение «Check Engine».
Конечно, причиной этой надписи или значка на приборной панели может быть неисправность какой-то другой системы, но в совокупности с этими симптомами можно сразу предположить, что причиной всех неприятностей с автомобилем является именно Цилиндр.
Способы проверки
Перед тем, как отправиться в автомастерскую за новым датчиком, рекомендуется проверить тот, который установлен в автомобиле.
Так будет намного быстрее определить причину неисправности автомобиля; на самом деле, возможно, во всем виноват не датчик, тем более что некоторые способы проверки не так уж и сложны.
Наиболее распространены:
- проверка сопротивления катушки датчика;
- комплексный контроль (сопротивление и изоляция катушки, индуктивность обмотки);
- осциллографический тест.
Первые две проверки достаточно просты, вы можете выполнить их самостоятельно с помощью необходимых инструментов.
Третий метод самый точный, но его можно опробовать только на специализированных станциях.
Проверка на ВАЗ 2110
С помощью омметра (мультиметра).
Для наглядности рассмотрим каждый из способов проверки датчика положения коленчатого вала на примере нескольких автомобилей.
Первым будет ВАЗ-2110, в котором используется устройство индуктивного типа.
Значит двигатель в «десятке» сломался и можно предположить, что это неисправность датчика положения коленвала. Это под рукой- мультиметр, который может работать в режиме омметра.
Этого достаточно, чтобы проверить сопротивление обмотки.
Первым делом нужно проверить устройство, как оно установлено на автомобиле, а точнее проверить зазор между ним и синхронизирующим диском.
Вполне возможно, что зазора там нет из-за загрязнения, вызвавшего выход из строя.
Если все нормально с перерывом пока не разбираем прибор с машины.
На ВАЗ 2110 он находится на масляной крышке. насос.
Перед этим лучше отметить пункт ДПКВ.
Следующим шагом будет оценка внешнего состояния. Корпус датчика должен быть целым и без признаков повреждений, сердечник должен быть чистым, контактные провода не должны быть окислены, а провода — неповрежденными.
Если на ADCG видно внешнее загрязнение, его можно промыть перед тестом (используйте только чистый бензин или спирт) и удалить следы контакта напильником.
После очистки, ополаскивания и сушки можно приступать к измерению. Для этого переключите мультиметр в режим омметра и подключите его к контактам датчика с помощью измерительного наконечника.
Во время измерения исправный ДПКВ должен иметь сопротивление в пределах 550-570 Ом.
Для других автомобилей это значение может быть другим, поэтому номинальное напряжение датчика лучше перед измерением узнать в технической документации на автомобиль.
Если значение сопротивления меньше или больше указанного диапазона, датчик неисправен и его необходимо заменить.
Это самый простой способ проверить DICV, но он также и самый неточный. Он может дать лишь частичное представление о состоянии устройства, хотя иногда и вполне адекватен.
Осциллограф.
Наиболее точно это можно проверить с помощью осциллографа. Поэтому давайте разберемся, как проверить датчик на ВАЗ-2110 этим прибором.
При таком испытании нет необходимости разбирать ETC, и все измерения производятся непосредственно на автомобиле.
Перед проведением проверки необходимо правильно подключить осциллограф к автомобилю. Обычно это устройство имеет один зажим и два зонда.
Клемма должна быть подключена к земле двигателя, то есть к любой металлической части двигателя.
Один зонд устанавливается параллельно клемме выхода сигнала датчика. Второй зонд подключается к контакту 5 клеммы подключения сканера.
После подключения перевести прибор в режим «Индукционный коленчатый вал».
Затем запустите двигатель. Если не сработает, придется провернуть коленчатый вал стартером, чтобы осциллограф снял показания.
Затем вы можете оценить эффективность датчика на основе полученной формы сигнала. Любые сбои в его работе отразятся на изображении осциллограммы, и она будет хорошо видна.
Комплексная проверка на Opel Vectra B
Теперь возьмем другую машину и рассмотрим последний из методов исследования на ней — комплексный тест.
Этот тест намного лучше обычного мультиметра, но по точности не соответствует осциллографу.
Opel Vectra B теперь станет проблемным автомобилем. Симптомы те же.
Подготовительные работы также ничем не отличаются от ВАЗ-2110: датчик снимается, проверяется, тщательно промывается и только после этого можно переходить к проверке технического состояния.
Однако для всестороннего контроля необходимо дополнительное оборудование:
- Мультиметр;
- Мегомметр;
- Измеритель индуктивности.
Все измерения лучше проводить в отапливаемом помещении, чтобы показания были верными.
Сначала измеряется сопротивление катушки, как описано выше. Показание сопротивления должно быть в пределах диапазона, указанного в каталожной карточке.
Еще одна проверка — измерение индуктивности обмотки с помощью измерителя индуктивности обмотки. В исправном ECCB индуктивность должна быть в пределах 200-400 мрт.
Эти устройства показаны на фото ниже.
Сопротивление изоляции также проверяется мегаомметром. При подаче напряжения 500 В значение сопротивления датчика не должно превышать 20 МОм.
На основании этих измерений и определяетисправен ли впускной клапан или его следует заменить.
Изображение устройств ниже.
Особенности проверки на других авто
Что касается других автомобилей, например, ВАЗ-2109 с двигателем с форсунками, ВАЗ-2112 и ВАЗ-2114, их осмотр проводится так же, как и для автомобиля ВАЗ-2110.
Стоит отметить, что для ВАЗ при проверке сопротивления катушки датчика коленвала могут быть произведены дополнительные проверки.
Однако для этого переключите мультиметр в режим вольтметра с ограничением измерения до 200 мВ.
Затем подключите щупы к клеммам ЭЛТД и проведите любым металлическим предметом, например отверткой, в непосредственной близости от сердечника.
Если датчик исправен, он отреагирует на металл, на дисплее мультиметра появятся скачки напряжения. Несоблюдение этого требования будет указывать на поврежденный компонент.
Что касается такой машины, как Reno Logan, то отличие от ВАЗа в этой машине сводится к немного иному показанию сопротивления катушки датчика при измерении омметром.
На исправном ДПКВ Логан нормальное сопротивление 200-270 Ом.
В Дэу Ланос сопротивление катушки должно быть в пределах 500-600 Ом.
Но на двигателе ЗМЗ-406, устанавливаемом на автомобили Волга и Газель, нормальное сопротивление катушки составляет 850-900 Ом.
Итог
Какая бы машина у вас ни была, но если у нее двигатель с форсунками — то проблемы с работой двигателя из-за ДПКВ вполне возможны.
Опытные автовладельцы всегда держат в машине запасной датчик, чтобы не удивляться.
Ведь гораздо проще установить новый элемент и идти дальше, а затем проверить работоспособность снятого, чем в самый неожиданный момент столкнуться с тем фактом, что автомобиль отказывается работать должным образом из-за такого небольшого, но очень важного компонента, как датчик положения коленчатого вала двигателя.