- Как проверить генератор не снимая с машины
- Как проверить щетки и контактные кольца
- Как проверить диодный мост (выпрямитель)
- Как проверить регулятор напряжения
- Как проверить статор
- Как проверить ротор генератора
- Проверка генератора на машине
- Использование мультиметра
- Прозвонка реле-регулятора
- Как проверить генератор мультиметром
- Тщательная прозвонка
- Проверка обмоток якоря и статора
- Признаки отказа генератора
- Причины и возможные последствия неисправности
- Последовательность первоначальной проверки
- Проверка узлов генератора
Автомобильный генератор — основной источник энергии в бортовой сети и при его выходе из строя или выходе из строя на одном аккумуляторе долгая поездка не пройдет. Вот почему так важно проверять доступность генератора.
В большинстве случаев проверить генератор автомобиля своими руками не составит труда, потому что независимо от того, что проверяет машина, принцип один и тот же. Но все же многие автовладельцы часто задаются вопросом: как проверить генератор мультиметром или подручными средствами?
Ниже мы подробно рассмотрим, как проверить генератор в гаражных условиях без специальных испытательных стендов, которые используются на заправках.
Как проверить генератор не снимая с машины
Есть два способа с мультиметром или без него. Первый, относительно новый, — это проверка напряжения на выводах аккумулятора, а второй, старый и проверенный, как раз наоборот — вывод аккумулятора должен быть отключен при работающем двигателе.
- Проверка АКБ мультиметром сначала производится в состоянии холостого хода — напряжение должно быть в пределах 12,5-12,8 В. Затем следует измерить показания уже на работающем двигателе, если вы наблюдаете 13,5-14,5 В при 2500 об / мин, тогда все ок. В том числе даже 14,8В в новых машинах вполне нормально, как уверяют производители — это изобилие электроники. В заключение следует проверить напряжение под нагрузкой, т.е. с подключенными приемниками — обогревателем, фарами, обогревателем, магнитолой. Падение напряжения в пределах 13,7-14,0В допустимо, а 12,8-13В уже свидетельствует о поломке.
- Второй способ, как и многие «дедушки и бабушки», прост и надежен, но также довольно опасен и требует аккуратности. Как говорится, это работает на ВАЗах, а также на достаточно новых автомобилях, таких как Aveo. В чем суть — откручиваем винт, которым фиксируется минус АКБ ключом на 10, заводим двигатель и даем небольшую нагрузку, в том числе на один из приемников, например фару. Затем снимите хомут при работающем двигателе — если он не гаснет и фары не гаснут, то с генератором все в порядке, иначе можете быть уверены, что он поврежден. Попробуйте этот метод на свой страх и риск.
Определив, что проблема существует, разберите и осмотрите снятый генератор с помощью мультиметра, лампочки и визуально. Каждый его элемент следует проверять отдельно.
Список частей генератора и методы испытаний, которые могут быть с ними использованы | Визуальный осмотр | Тест мультиметра | Проверить с помощью лампочки |
---|---|---|---|
Кисти | |||
Контактные кольца | |||
Диодный мост | |||
Регулятор напряжения | |||
Статора | |||
Ротор |
Как проверить щетки и контактные кольца
Кольца и щетки сначала осматриваются и оценивается их состояние. Например, замеряются минимальные упоры (минимальная высота скользящих щеток — не менее 4,5 мм, а минимальный диаметр колец — 12,8 мм). Дополнительно проверяется наличие дорожек качения и канавок.
Снимите щетки с узла щеток AVR.
Контактные кольца ротора генератора
Проверка диодов осуществляется путем измерения сопротивления и определения проводимости. Поскольку диодный мост состоит из двух плат, проверяем сначала одну, затем вторую. Тестер должен показывать проводимость диодов только в одном направлении. Теперь немного подробнее: подержите один щуп тестера на выводе «+» и проверьте поочередно выводы других диодов, а затем поменяйте местами щупы (в одном случае сопротивление должно быть высоким, а в другом — нет). Затем проделайте то же самое с другой частью моста.
Как проверить диодный мост (выпрямитель)
Проверка диодного моста
Проверить контактные кольца
Выход из строя хотя бы одного диода приводит к выходу из строя всего диодного моста, что приводит к недозаряду аккумулятора.
Регулятор был протестирован на предмет недостаточной или чрезмерной зарядки аккумулятора. Напряжение следует измерять при оборотах, оно должно быть в пределах 14,4 — 15 В.
Как проверить регулятор напряжения
Дополнительно можно проверить сопротивление конденсатора регулятора (при подключении щупов тестера оно должно уменьшиться до бесконечности).
При снятом регуляторе напряжения проверьте состояние щеток и выполните проверку эффективности, используя лампочку 12 В и напряжение постоянного тока. Итак, вам нужно подключить лампочку к щеткам, а напряжение 12 В подключить к плюсовой клемме и регулятору (лампочка должна гореть, а когда напряжение поднимется выше 15 В, она должна погаснуть).
Проверяем сопротивление обмотки статора без диодного моста и между выводами оно должно быть около 0,2 Ом, а между нулевым проводом и обмоткой — 0,3. Сильный гудение генератора во время работы свидетельствует о коротком замыкании в обмотке статора или мосту. В дополнение к этой проверке следует проверить статор и ротор на износ.
Как проверить статор
Сначала проверьте обмотку возбуждения. Для этого установите мультиметр на проверку сопротивления и замерьте его между контактными кольцами — сопротивление обмотки должно быть в пределах 2,3-5,1 Ом. Если выше — либо трещина, либо просто плохой контакт колец с выводами обмотки. Низкое сопротивление указывает на межвитковое короткое замыкание.
Как проверить ротор генератора
Используя режим амперметра на мультиметре, также можно проверить ток потребления обмотки. Подайте напряжение 12 В на контактные кольца и проведите измерение в разомкнутой цепи — обмотка возбуждения не должна потреблять более 3-4,5 Ампер.
Ротор генератора
Статор (обмотка) генератора автомобильного генератора
Вы также можете добавить и проверить сопротивление изоляции крыльчатки к комплектации. Для этого вам понадобится лампочка на 40 ватт и провода (один провод от патрона к кольцу, а другой через лампочку к корпусу — если все в норме, то лампочка не загорится, а если нить еле горит — означает, что есть ток утечки).
Соблюдая все рекомендации и порядок, в котором проводятся испытания, в большинстве случаев вам легко удастся самостоятельно проверить генератор в вашем автомобиле и его работу, имея в своем распоряжении только один мультиметр. Но для ремонта, выявив неисправный узел, необходимо в обязательном порядке заменить неисправную деталь. Проверяйте натяжение ремня, состояние контактов, следите за органами управления генератором на приборной панели, и генератор прослужит дольше.
В машине два источника питания: аккумулятор и генератор. Первый питает электрическую цепь, когда двигатель не работает. Второй — когда двигатель уже работает. В этом случае аккумулятор используется в качестве потребителя тока и восполняет энергию, используемую для запуска двигателя.
На практике выход из строя того или иного источника питания довольно распространен. Часто они проявляются одинаково. Стартер не вращает двигатель, в результате двигатель не запускается. При работающем двигателе на панели приборов загорается сигнальная лампа со значком аккумуляторной батареи. Это означает, что произошла неисправность и аккумулятор не заряжается.
Первое, что нужно проверить, это целостность ремня генератора. Если он не порван, проверьте натяжение ремня. Потом приходитвключите аккумулятор. С помощью тестера (мультиметра) измерить напряжение на выводах. Оно должно быть около 12-12,7 В. Если в норме, запустите двигатель. Если аккумулятор разряжен, зарядите его и перезапустите двигатель.
Проверка генератора на машине
Измерьте напряжение на выводах АКБ (АКБ). Оно должно быть в пределах указанного диапазона, обычно от 13,2 до 14,5 В. Однако эти пределы могут отличаться на современных транспортных средствах. Если имеется инструкция по эксплуатации, с ней можно ознакомиться. Любое отклонение от установленных значений в любом направлении указывает на неисправность. Эти отклонения могут быть трех типов:
Нет зарядного тока — генератор не работает.
- Зарядный ток присутствует, но ниже минимального значения — аккумулятор не заряжается должным образом.
- Напряжение выше максимального значения — аккумулятор перезаряжен.
- Все три случая указывают на неисправность электрической системы автомобиля.
Но перед этим произведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, идущих от генератора к аккумулятору. На электропроводах не должно быть видимых повреждений, обрывов и окисления. Обязательно проверьте клеммы аккумулятора, стартера и генератора. Они должны быть чистыми и сухими. Следует удалить любые окисления, ржавчину и грязь. Это часто восстанавливает потерянный контакт, и автомобиль начинает движение. работать по назначению. Если это не помогает, приступайте к детальному осмотру.
Генератор лучше снять с автомобиля для дальнейшего осмотра. Сначала снимите регулятор напряжения с генератора и проверьте его. Для проверки регулятора напряжения вам понадобится мультиметр и зарядное устройство с регулируемым напряжением. Лучше вместо зарядного устройства использовать адаптер питания. Регулировки напряжения от 0 до 16В более чем достаточно.
Использование мультиметра
Подключите положительный конец источника питания к регулятору — обычно это штекерный разъем. Подключите отрицательный провод к отрицательной клемме, которая обычно заканчивается монтажной проушиной реле. Подключите красный измерительный провод к положительному проводу источника питания, а черный провод к отрицательному. Подсоедините к щеткам два оголенных провода, по одному на каждую щетку. Подключите лампу к другому очищенному концу (ее можно снять с задних фонарей автомобиля для проверки). Тестовый стенд готов.
Подключите адаптер питания к сети и осторожно поверните ручку, чтобы увеличить напряжение. При этом наблюдайте за показаниями мультиметра. Сначала лампочка должна быть выключена, но по мере увеличения напряжения она должна светиться сначала на полвольта, а затем постепенно ярче по мере увеличения напряжения.
Прозвонка реле-регулятора
При достижении 14,5 В регулятор должен сработать, отключив напряжение. После этого лампочка должна погаснуть. Обычно предполагается, что регулятор работает, если он отключает ток при значениях от 14,2 до 14,8 В. Если это происходит при более низком или более высоком значении, регулятор напряжения неисправен. Также реле неисправно, если нет отключения электроэнергии.
Если реле повреждено, его необходимо заменить новым. Если все в порядке, продолжайте проверять.
Диодный мост генератора можно проверить с помощью мультиметра, но вы также можете использовать подставку, которая использовалась для проверки регулятора.
Как проверить генератор мультиметром
Однако прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора переменного тока, подсоедините красный измерительный провод к клемме 30 генератора, а черный провод — к корпусу. Установите режим работы тестера на диод (значок диода). Если его нет, установите на 1-2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания разные, диодный мост неисправен.
Затем убедитесь, что выпрямители тока не повреждены. Оставьте положительный датчик (красный) на клемме 30, а отрицательный датчик поочередно соприкасается с крепежными винтами перемычки. Показания мультиметра должны показывать бесконечность во всех случаях, при любых других признаках неисправности.
Затем подсоедините положительный датчик к болтам крепления моста, а отрицательный датчик — к корпусу генератора. В этом случае тестер должентоже дают бесконечность.
Однако на практике такой проверки обычно недостаточно. В большинстве случаев необходимо выполнить более детальную проверку генератора.
Для этого отверните винты крепления выпрямительного узла, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь вы можете проверить каждый полупроводник отдельно. Перед проверкой рекомендуется промыть стабилизатор под проточной водой, используя щетку средней жесткости, а затем тщательно просушить. Фен хорош для быстрой сушки.
Тщательная прозвонка
Присоедините один из щупов тестера к плате диода, а другой щуп подсоедините к центральному контакту каждого диода, прикрепленного к плате. Затем поменяйте местами датчики. В одном случае мультиметр должен показывать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление порядка 570-590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:
При первом и втором измерениях (с обратной полярностью) показания мультиметра совпадают;
- Сопротивление диода больше или меньше номинальных значений.
- То же самое проделать со второй пластиной диодного моста. В случае выхода из строя одного или нескольких диодов будет проще заменить весь выпрямительный узел. Правда, есть умельцы, которые заменяют поврежденные диоды отдельно, но такая работа требует определенной сноровки и сноровки.
Генератор необходимо полностью разобрать для дальнейших испытаний. В первую очередь следует визуально проверить фурнитуру. Кольца щеток не должны иметь потемнений, брызг и износа дорожек качения. Черные пятна и небольшие следы износа можно удалить тканью. Кольца с глубокими канавками необходимо заменить или — если позволяет толщина кольца — повернуть на токарном станке.
Проверка обмоток якоря и статора
Обмотка якоря не должна иметь отчетливого запаха гари. Цвет обмотки должен быть однородным, без повреждений и разрывов. Мультиметр нужен для проверки обмотки якоря на предмет зазоров. Установите режим проверки целостности или измерения сопротивления и подсоедините щупы к щеточным кольцам. Сопротивление обмотки должно составлять от 3 до 5 Ом. Затем оставьте один зонд на кольце, а другой подсоедините к корпусу. Дисплей мультиметра должен показывать бесконечность.
Статор генератора диагностируется после снятия его с корпуса. Сначала проведите визуальный осмотр. На кабеле и его изоляции не должно быть видимых повреждений. Затем подсоедините щуп к корпусу статора. Коснитесь клемм одну за другой другим проводом. Всего их три. Тестер должен находиться в тестовом режиме. Если на дисплее отображается бесконечность, статор в порядке.
Дальнейшая проверка — это диагностика обмоток. Сопротивление всех трех обмоток должно быть одинаковым.
Перед повторной установкой генератора проверьте подшипники и при необходимости замените. Они не должны заклинивать или издавать скрип при повороте. Это означает, что они сильно изношены и скоро выйдут из строя. Поэтому лучше сразу их заменить.
Отказ генератора в автомобиле относится к критическому классу, при котором дальнейшая эксплуатация автомобилей запрещена. Для проверки работы генератора переменного тока можно использовать мультиметр.
Признаки неисправности генератора автомобиля могут включать следующее:
Признаки отказа генератора
нет индикации «батарейка» на панели приборов при включенном зажигании;
- индикатор аккумулятора загорается при запуске двигателя
- периодическое мигание светового индикатора «аккумулятор» во время движения;
- запах горящих электрических проводов в районе генератора;
- двигатель не запускается после стоянки.
- Невыполнение зарядки аккумулятора при поврежденном генераторе приводит к проблемам с запуском двигателя. Более опасны неисправности, связанные с чрезмерным током и напряжением при зарядке автомобильного аккумулятора. Многие водители используют донорскую батарею для запуска двигателя, а затем отсоединяют клеммы аккумулятора для продвижения вперед.для зарядки собственного аккумулятора. В этот момент электрооборудование автомобиля питается от генератора.
При выходе из строя генератора напряжение в бортовой сети может превысить 17 В, что может стать причиной выхода из строя защитных стабилизаторов в блоке управления двигателем. В этом случае требуется дорогостоящий ремонт блока управления двигателем.
Неисправность генератора может быть вызвана следующими причинами:
Причины и возможные последствия неисправности
повреждение регулятора напряжения («таблетка», «шоколад» на автомобильном сленге);
- Износ (разрушение) щеток;
- короткое замыкание обмотки возбуждения (ротора);
- Выход из строя диодов (поставил в подкову);
- Износ подшипников и втулок.
- Выход из строя регулятора напряжения обычно приводит к невозможности зарядки аккумулятора. В этом случае на приборной панели загорается индикаторная пиктограмма «аккумулятор». Двигатель работает до тех пор, пока аккумулятор не разрядится примерно до 8–9 вольт.
В течение дня уровень заряда аккумулятора может составлять от 30 до 50 км при условии, что аккумулятор хорошо заряжен на момент выхода из строя.
В случае выхода из строя выходного каскада регулятора напряжения неисправность может быть вызвана увеличением выходного напряжения генератора до 17-20 В. Это приводит к перезарядке аккумулятора. При перезарядке электролит закипает. Если рядом с аккумулятором под капотом есть коррозия, проверьте генератор.
Если полярность батареи случайно поменяли (клеммы установлены с неправильной полярностью), диодный мост может выйти из строя. Обычно светодиоды разбиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление, близкое к нулю. Обмотка статора генератора затем работает в режиме короткого замыкания, сильно нагреваясь.
Через несколько минут работы двигателя перегреваются обмотки, под капотом автомобиля появляется запах горящих электропроводов. Чтобы избежать возгорания, заглушите двигатель, проверьте генератор.
Износ щетки приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения индикатор зарядки на приборной панели мигает, а затем горит постоянно. На многих моделях генераторов щетки заменяются вместе с регулятором напряжения.
Короткое замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреву устройства.
Первоначальную функциональную проверку можно выполнить без демонтажа генератора. Для этого установите переключатель мультиметра в режим «постоянное напряжение 20В». Затем подключите черный байонет к отрицательному полюсу аккумулятора, красный байонет — к положительному полюсу. Затем запустите двигатель, дайте ему достичь стабильных оборотов холостого хода. Нормальным считается показание мультиметра в диапазоне от 13,5 до 14,5 В.
Последовательность первоначальной проверки
Если мультиметр показывает менее 12,8 В, процесс зарядки либо вообще не работает, либо ток зарядки очень низкий. Генератор работает в неправильном режиме. Если напряжение выше 14,8 В, аккумулятор слишком заряжен. Это может вызвать закипание электролита, повышение концентрации кислоты и повреждение пластин аккумулятора.
Чтобы контролировать напряжение на выходе генератора, подключите автомобильную лампу к разомкнутой цепи от вывода 30 на генераторе (точка соприкосновения с толстым проводом, ведущим к плюсовой клемме аккумулятора или стартера).
Затем подключите мультиметр в режиме = 20 В с красным щупом к выводу 30 генератора, а черный щуп к изолированному выводу на двигателе или кузове автомобиля. Запустить двигатель. Показания мультиметра не должны превышать 15,5 вольт при каждом нажатии педали акселератора. В противном случае продолжение работы генератора может быть опасным для электрической системы автомобиля.
При осмотре ремня генератора следует оценить степень натяжения. Упрощенно это можно сделать, нажав пальцем на ремешок.
Размер отклонения должен быть в пределах от 0,5 до 1 сантиметра. Заодно проверьте износ ремня. Чтобы определить причины ненормальной работы генератора,генератор необходимо снять для ремонта.
Проверка начинается с проверки работоспособности регулятора напряжения. Для этого регулятор разбирают с генератора и создают простую схему подключения.
Проверка узлов генератора
Используйте лампочку любого автосалона в качестве лампочки. При исправном регуляторе напряжения 3 лампочка 6 не должна гореть на полную мощность. Когда мультиметр подключен параллельно лампочке (щетке), его показания должны находиться в пределах от 5,0 до 10,0 В. Если показания мультиметра выходят за эти пределы, регулятор необходимо заменить. Некоторые модели генераторов сконструированы таким образом, что регулятор можно заменить без демонтажа агрегата.
После этого необходимо проверить обмотку возбуждения генератора на предмет отказа. Для этого установите мультиметр в режим измерения сопротивления 200 кОм. Датчики подключаются: черные к ламелям коллектора, красные к металлической части якоря. Сопротивление должно быть больше 100 кОм или больше верхнего предела измерения, как показано на рисунке.
Сопротивление между пластинами (обмотками ротора) обычно составляет 0,5 — 2 Ом.
Испытание статора начинается с попытки повредить обмотки. Для этого подключите красный щуп мультиметра к металлической части статора, а черный щуп к последовательным обмоткам.
Сопротивление должно быть выше верхнего предела измерения. Затем измеряются сопротивления между контактами обмоток. Они не могут отличаться более чем на 5%. Предел измерения мультиметра должен быть установлен на 200 Ом.
Если в обмотке произошел сбой в электросети, короткое замыкание в обмотке или разрыв цепи, ее необходимо заменить. Есть мастерские, которые занимаются перемоткой статоров и роторов.
Для проверки состояния диодного моста переключите режим измерения мультиметра на «диодный». Затем последовательно «тестируются» диоды (их на колодке обычно 9) в прямом и обратном подключении. В прямом направлении (черный зонд к катоду) сопротивление 550-700 Ом, при обратном подключении выше максимального предела измерения.
В случае выхода из строя диода сопротивление во всех направлениях будет практически нулевым. Такой диод следует заменить. Сложность замены диодов заключается в том, что диоды в генераторах переменного тока не паяны, а сварены точечной сваркой, чтобы обеспечить надежный контакт в различных температурных условиях.
Генератор автомобиля является неотъемлемой частью электрооборудования транспортного средства. При первых признаках неисправности следует проверить мультиметром.