Что делать, если нет электричества? Генератор может помочь решить эту проблему. Однако, если это оборудование выйдет из строя, будет полезно проверить генератор с помощью мультиметра, чтобы определить неисправность. Вне зависимости от типа и марки, с помощью этого устройства, найдя причину неисправности, вы сможете самостоятельно произвести несложный ремонт.
Разновидностей генераторов довольно много, от больших и мощных промышленных до небольших автомобильных устройств. Но алгоритм проверки тестером одинаковый для каждого генератора.
Какие узлы и детали проверяют с помощью мультиметра
Эта операция включает диагностику электрической части при проверке следующих частей:
- измерения напряжения производятся на выходе генератора;
- Обмотка возбуждения ротора проверяется на обрыв, замыкание на корпус;
- проверить обмотку статора на пробой и обрыв цепи;
- обнаружение неисправностей диодного моста, конденсатора;
- Выявлены неисправности в регуляторе напряжения и щетках;
Выполнение каждой из перечисленных операций требует специальных знаний и навыков для выполнения измерений, поэтому необходимо тщательно продумывать каждую проверку.
Измерение уровня выходного напряжения
Это значение будет различным для каждого устройства. Давайте подробно рассмотрим тестирование автомобильного генератора. Установите режим измерения напряжения на шкале мультиметра. Сначала проверьте напряжение при выключенном двигателе. Для этого измеряем величину напряжений на клеммах аккумулятора.
Подключите красный щуп к плюсовой клемме, черный щуп к минусовой клемме. Заряженный и исправный аккумулятор дает значение до 12,8 В. Запустите двигатель. Затем проведите измерение.
Теперь это значение не должно быть больше 14,8 В, но не меньше 13,5 В. Если уровень напряжения выше или ниже, генератор неисправен.
Проверяем обмотку ротора
Для выполнения этой операции необходимо разобрать и разобрать устройство. При проведении самотестирования не забудьте установить прибор в режим измерения сопротивления цепи.
Дополнительно следует установить значение не более 200 Ом. Эти рутинные операции должны выполняться в два этапа:
- Измерьте значение сопротивления обмоток ротора. Для этого приложите щуп к кольцам подвижной части двигателя и определите значение. Это позволит определить вероятность разрыва цепи обмотки при значении более 5 Ом. Если прибор показал меньше 1,9 Ом — обмотка была замкнута накоротко. Чаще всего разрыв цепи происходит в месте стыка вывода обмотки ротора с кольцом. Дефект можно определить, проведя проводом по точкам пайки с помощью щупа, а также обнаружив потемневшую и порванную изоляцию провода. При коротком замыкании или обрыве провода сильно нагреваются, и неисправность можно обнаружить визуально.
- Выполните проверку целостности, чтобы обнаружить короткое замыкание в обмотке. Ротор генератора удобно расположен для работы. Затем наденьте один зонд на вал ротора, а второй присоедините к любому кольцу. Если обмотка в порядке, значение сопротивления будет вне шкалы. Если он показывает низкое сопротивление, деталь следует перемотать. При намотке ротора важно поддерживать идеальный баланс.
Проверка обмоток статора
Осмотр статора начинается с визуального осмотра. Обратите внимание на внешние повреждения кожуха и изоляции, места возгорания при коротких замыканиях.
Поврежденный узел следует перемотать или заменить. Если кабели внешне целы, начните поиск с помощью тестера.
Перед началом работы убедитесь, что прибор отключен от электрической сети и что выводы обмотки статора не соприкасаются друг с другом.
При проведении работ по проверке состояния устройства убедитесь, что:
- Целостность цепи обмотки. Для этого установите прибор в режим измерения сопротивления. Присоедините булавки к первой парепровода, затем проверьте 1-ю обмотку и 3-й, 3-й и 2-й провода. Если стрелка аналогового устройства при обрыве зашкаливает, перемотайте обмотку.
- При отсутствии межвиткового замыкания и на корпус. Для этого подключите одну из клемм к клемме, а другую к корпусу. Если обмотки закорочены — значение сопротивления по шкале будет ниже, чем на поврежденных.
Выявление неисправностей регулятора напряжения
Снимаем и отсоединяем провода от деталей. Проверьте состояние щеток. На них не должно быть значительных дефектов и сколов. Щетки генератора должны свободно перемещаться в направляющих щеткодержателя. Если их вылет меньше 5 мм, необходимо заменить регулятор генератора.
Для проверки используйте аккумулятор и лампочку на 12 В. Напряжение вторичного источника Напряжение питания должно быть не менее 15 В, поэтому подключите аккумуляторы последовательно с автомобильным аккумулятором и доведите значение до необходимого значения. Плюс от первого источника питания подключен к выходному выводу, а минус — к общей земле.
Лампочка устанавливается между щетками. Он должен быть выключен, когда подключен источник постоянного тока 16 В. При более слабой батарее он должен загореться. Если он не горит должным образом, замените регулятор.
Проверка диодного моста и конденсатора
Назначение этого узла — предотвратить прохождение тока к генератору переменного тока. Он должен направить его от производителя к потребителю. Любое отклонение говорит о выходе из строя диодного моста.
Чтобы проверить это, разберите его и снимите клеммы с генератора. Установите устройство в режим «тестирование».
Чтобы проверить силовой диод, черный щуп подключается к пластине моста, а красный щуп подключается к выходу. Когда мультиметр показывает 400-800 Ом — диод в порядке, другие значения требуют замены диода или моста.
Аналогичная операция выполняется при проверке вспомогательного диода. Однако, когда зонды меняются местами, устройство должно показывать значение сопротивления, стремящееся к бесконечности.
Чтобы найти неисправный конденсатор, можно проверить его «дедовским методом». Для этого на короткое время необходимо подать на него напряжение. Когда его контакты замкнуты, между ними должна проскочить искра. Это означает, что конденсатор неисправен.
Когда его контакты замкнуты, между ними должна проскочить искра. Это означает, что конденсатор исправен.
При проверке полярного конденсатора снимите остаточный заряд. Затем установите измерение сопротивления на шкале. Контакты должны быть подключены с соблюдением полярности. При измерении полезной детали сопротивление будет постепенно увеличиваться. В противном случае, когда на дисплее отображается 0, его необходимо заменить.
Если тестируется неполярный конденсатор, шкала значений устанавливается на МОм. Щупы размещаются на контактах независимо от полярности. Затем измерьте значение сопротивления. Если значение на экране меньше 2 Ом — это поврежденная деталь.
В заключение следует напомнить, что все измерения при проверке КПД генератора с помощью мультиметра проводятся путем измерения величины сопротивления электрического тока.
Только для измерения напряжения на выходе генератора переменного тока прибор предназначен для измерения этого значения. Проверить генератор с помощью мультиметра может любой новичок. Просто нужно работать ответственно и следовать инструкции.