На большинстве автомобилей при нормальном использовании внутренний башмак изнашивается немного быстрее, чем внешний, и это не зависит от конструкции тормозов. Однако в особых условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых автомобилей внутренние колодки иногда изнашиваются значительно больше, чем внешние. Например, в Mazda 6 второго поколения внутренние колодки правого переднего колеса изнашиваются в 1,5 раза быстрее, чем внешние колодки.

Помимо конструктивных нюансов, могут быть и неисправности. Примером может служить повышенный износ колодок из-за чрезмерного затягивания поршня. Поэтому во время первого осмотра тормозных механизмов на машине, с которой вы еще не имели дела, важно снять колесо, чтобы оценить состояние как внешних, так и внутренних колодок. Нечестные специалисты по обслуживанию часто ограничиваются приблизительной оценкой износа внешних колодок, просматривая их через спицы диска, не снимая колесо. Вполне возможно, что недовольный покупатель вернется на этот сайт с изношенными внутренними кирпичами и будет обижаться!
К примеру, проверим состояние тормозов в выпуске Kalina, который проехал почти 63 тысячи. км. Кроме того, здесь приведены примерные показатели критического износа отдельных узлов тормозной системы. У отдельных моделей автомобилей они могут отличаться как вверх, так и вниз. Эти данные можно найти в ремонтных и сервисных книжках или на просторах Интернета.

Но вернемся к нашей Калине. Только сняв колесо, можно увидеть реальную картину. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ примерно 60%. Если уменьшить толщину фрикционной накладки до 2 мм, это будет 100% износ. У многих автомобилей есть металлический язычок в основании проставки. Когда колодка сильно изношена, она соприкасается с тормозным диском, издавая характерный треск. Трость обычно крепится только на внутренние прокладки.
Почему износ колодок может ускориться?

Помните о тяжелых условиях эксплуатации, например, при движении по горным серпантинам или участию в гонках на транспортных средствах для отдыха. В этих условиях, когда тормозная система находится в рабочем состоянии, внутренняя колодка может изнашиваться во много раз быстрее, чем внешняя колодка. Нечто подобное случилось с моей машиной некоторое время назад. Износ тормозных колодок седана Volkswagen Jetta последнего поколения был даже при ежедневной езде. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутреннего кирпича. После участия в двух этапах спринта (далеко не самых сложных для машин) выяснилось, что внутренние колодки практически полностью изношены. Особенно это было заметно на левом колесе. К счастью, вы не повредили тормозные диски!
Также следует помнить, что если, например, мы проехали 30 000 км и износ передних колодок составляет около 50%, это не значит, что они прослужат до 60 000 км. Чем тоньше блок, тем быстрее он изнашивается. Менее «толстая» тормозная колодка будет поглощать такую же тепловую энергию трения.
Износ тормозных дисков
Тормозные диски изнашиваются более равномерно и предсказуемо. Обычно тормозных дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает 100% износ. Со временем из-за износа на краю тормозного диска образуется фаска.
Многие обода спроектированы таким образом, что вы можете просунуть руку между спицами, чтобы определить степень износа обода. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после резкого торможения. Такой прием будет полезен тем, кто планирует приобрести машину с пробегом. На основании износа дисков можно сделать выводы о фактическом пробеге автомобиля или условиях, в которых ему приходится ездить. Однако лучше снять колесо и внимательно осмотреть тормозной механизм, в том числе внутреннюю часть диска. Часто бывает, что они образуются в результате коррозии.есть бороздки и волнистая поверхность.
Когда менять тормозные диски и колодки?
Если износ дисков критичен, а колодки почти новые, не торопитесь и замените сразу весь комплект расходных материалов, особенно если вы не ведете машину в тяжелых условиях. Есть возможность отложить замену диска на некоторое время. Однако не стоит закрывать глаза на эту проблему. Обратите внимание, что тормозной эффект уменьшается с уменьшением толщины диска. Фактически, слишком тонкий диск будет рассеивать тепловую энергию, что дополнительно приведет к его более быстрому перегреву. В тяжелых случаях чрезмерный износ тормозного диска может даже привести к его выскальзыванию из механизма!
Когда механизмы задних дисков изношены, ситуация аналогична, с одной поправкой: они менее нагружены и, следовательно, изнашиваются медленнее. В этом есть как преимущества, так и недостатки. Задние тормозные диски и колодки имеют более длительный срок службы, чем передние тормозные колодки (примерно в полтора-два раза), но также более подвержены коррозии. Вот почему так важно проверять внутренние поверхности дисков именно у задних тормозов! У нашей Калины задние барабанные тормоза.
Как оценить износ барабанных тормозов?
У большинства автомобилей есть смотровое окошко сбоку от крышки барабана, чтобы можно было судить о толщине футеровки. Однако чаще всего его можно использовать только тогда, когда автомобиль поднимается на подъемнике или стоит на смотровой яме. В противном случае очень сложно что-либо увидеть в это окно.
Снять барабаны тоже иногда бывает довольно проблематично. Например, на автомобилях французской марки необходимо открутить гайку ступицы. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.
Обычно об износе барабана судят по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм — оценка.
Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?
Одним из недостатков барабанных механизмов по сравнению с дисковыми механизмами является отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.
Редакция Калина часто используется для участия в различных конкурсах. Так что условия его эксплуатации можно назвать жесткими. Однако, к нашему удивлению, истирание оригинальных блоков оказалось незначительным — около 30%. Вероятно, причина в том, что грузовик имеет относительно небольшой вес и не выдающиеся динамические параметры.
К сожалению, изнашиваемые изделия сильно повредили рабочие поверхности футеровок и барабанов. Это уже нельзя исправить. В следующий раз, когда вы замените блоки, барабаны придется заменить, иначе они сразу прикрутят новые блоки. Однако ничего зазорного в дальнейшем использовании автомобиля в таком виде нет. Падение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночной трассе. В целом барабаны, как и диски, выдерживают два набора фрикционных накладок.
В перерывах между плановыми ТО за состоянием тормозной системы должен следить владелец машины. Оценить износ тормозных колодок и дисков (барабанов) сможет любой, главное не лениться.