Для диагностики состояния двигателя автомобиля необязательно идти на СТО, можно использовать простые методы. Во-первых, о состоянии системы можно судить по цвету выходящего из трубы дыма: если он не бесцветный, а черный, беловатый, голубоватый, значит, имеется повреждение цилиндро-поршневой группы, что увеличивает расход топлива. и использует больше масла.
Кроме того, каждый водитель поймет, что с двигателем что-то не так, если он автоматически перестанет работать, потеряет тягу, могут быть слышны посторонние звуки. На нашем портале автомобилистов Vodi.su мы уже много писали о том, что делать в тех или иных случаях: отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109, почистить дроссельную заслонку, перейти на более качественное масло или топливо.
В этой статье мы хотели бы рассказать о диагностике по цвету сажи свечей зажигания. Вывинтив электроды из гнезд, вы заметите, что на резьбе, юбке и на самих электродах могут быть черные, красные или коричневатые отложения.
Кроме того, камень может быть разным на двух соседних свечах или на одной свече — с одной стороны он может быть черным и маслянистым, а с другой — красным или коричневым.
Что показывают эти факты?
Когда следует проводить диагностику?
Для начала выберите подходящий момент для снятия заглушек. Многие начинающие водители допускают одну распространенную ошибку — заводят двигатель, дают ему немного поработать, а потом, вынув свечи, с ужасом обнаруживают на них различные отложения, следы бензина, масла и даже небольшие отложения металлические частицы.
Это ни в коем случае не является признаком серьезных проблем с двигателем. Просто при холодном запуске смесь принудительно обогащается, масло не успело нагреться до нужной температуры и образуется вся эта сажа.
Диагностику следует проводить после продолжительной работы двигателя, например, вечером, после целого дня езды, желательно не по городу, а по трассе. Только тогда цвет сажи будет отражать реальное состояние двигателя.

Идеальная свеча зажигания
Если проблем с маслом или расходом топлива нет, двигатель работает нормально, свеча зажигания будет выглядеть так:
- на изоляторе сажа буроватая, с кофейным или серым оттенком;
- электрод выгорает равномерно;
- нет следов масла.
Если вы найдете именно эту картинку, не беспокойтесь — с вашим двигателем все в порядке.
Светло-серая, белая, кремовая сажа
Если вы видели именно такой цвет сажи на электродах и изоляторе, то это может говорить о нескольких проблемах одновременно.
- Перегрев, система охлаждения не работает должным образом, из-за чего свечи перегреваются.
- Вы используете бензин с неправильным октановым числом. Бедная топливно-воздушная смесь.
- В качестве альтернативы вы также можете предложить не ту свечу зажигания — проверьте маркировку на свечах зажигания. Причина также может заключаться в опережения зажигания, т.е. систему зажигания необходимо регулировать.

Несвоевременное действие может привести к постепенному оплавлению электродов свечи зажигания, возгоранию камер сгорания, поршней и стенок клапанов.
Также стоит обратить внимание на консистенцию самой сажи: если она лежит толстым рыхлым слоем, это прямое свидетельство некачественного масла и бензина. Достаточно почистить свечи, поменять масло, поменять бензин на другой и ситуация должна измениться. Если поверхность глянцевая, следует учитывать все вышеперечисленные причины.
Отложения красные, кирпично-красные, желто-коричневые.
Если изолятор и электроды приобрели такой оттенок, значит, вы используете топливо с высоким содержанием различных присадок, содержащихметаллы — свинец, цинк, марганец.
В этом случае выход один — сменить топливо, поехать на другую заправку. Свечу зажигания менять не нужно, достаточно очистить ее от отложений.
Если долго работать на таком бензине, запуск двигателя со временем будет затруднен из-за образования металлических отложений на изоляторе и он начнет пропускать электричество, свечи зажигания перестанут давать искру. Также возможен перегрев двигателя со всеми последствиями — выгорание клапанов и камер сгорания.

Черная сажа
Если вы видите именно этот вид сажи, нужно обращать внимание не только на цвет, но и на консистенцию.
Бархатистый черный сухой — слишком обогащенная смесь. Вероятно, проблемы связаны с некорректной работой карбюратора или форсунок, вы используете топливо с более высоким октановым числом, оно не сгорает полностью и образуются посторонние продукты его сгорания. Также такая шкала может говорить о забитом воздушном фильтре, нерегулируемой подаче воздуха, поврежденном кислородном датчике, неисправном воздушном клапане.
Черная, маслянистая, копоть не только на штанге и электродах, но и на резьбах, есть следы масла или золы — это возможно после длительного простоя, особенно зимой, или сразу после запуска на холодном двигателе.

Однако, если автомобиль находится в постоянном движении, это состояние указывает на:
- масло поступает в двигатель, его расход постоянно увеличивается;
- выбранные свечи зажигания имеют более низкий индекс;
- поршневые кольца не удаляют масло со стенок;
- втулки клапана повреждены.
Свечи зажигания залиты бензином — ищите проблемы в карбюраторе или форсунке, опережение зажигания — искра подается немного раньше, соответственно, на свечах зажигания откладываются несгоревшие остатки бензина.
Также такое состояние возможно после холодного пуска при отрицательной температуре окружающей среды — бензин не успевает испариться.
Если в этих примесях можно увидеть не только сероватую, черную сажу, остатки масла и бензина, но и следы металлических включений, это тревожный признак повреждения самих цилиндров: трещины, зазубрины, поршневые кольца, повреждение клапанов, частицы металла. под седлом клапана.
Если на изоляторе и электродах имеются толстые отложения сажи и цвет может варьироваться от беловатого до черного, возможно, повреждена перегородка между кольцами или кольца полностью изношены. Это приводит к выгоранию масла и образованию следов выгорания внутри двигателя, в том числе на свечах зажигания.
Также возможно, что изолятор и центральный электрод были повреждены.
В этом случае можно предположить, что свеча зажигания сломана.
Это также может указывать на
- ранняя детонация, не настроенный тайминг;
- бензин с низким октановым числом;
- слишком раннее зажигание.
В таких случаях можно почувствовать симптомы поломки: грохочущий двигатель, слышны удары и необычные шумы, расход топлива и масла, потеря тяги, сине-голубой выхлоп.

Эрозия электрода — цвет сажи особой роли не играет. Значит, заглушки давно не меняли.
Однако, если они новые, вероятно, в бензине есть присадки, которые могут вызвать коррозию.
Если вы вынимаете свечи и видите, что они не в лучшем состоянии, вам не обязательно их выбрасывать. После полной очистки их можно проверить, например, в специальной барокамере или просто поднеся их к блоку цилиндров, чтобы увидеть, не появилась ли искра. В магазинах же их проверяют, подавая напряжение на свечу зажигания.