Торможение автомобиля — это результат трения дисков тормозных колодок колес. Это происходит, как только водитель нажимает соответствующую педаль. Часто мы даже не задумываемся об их состоянии, и только когда возникает проблема, мы обращаем на них внимание. Со временем эти компоненты изнашиваются, это вполне нормально, так как шайба специально сделана из более мягкого материала, чем диск, поэтому в ней происходит износ. Однако такой «износ» — это нехорошо, нужно четко понимать и «видеть» приметы основных узлов торможения, иначе падает безопасность движения …
Трение ухудшает состояние тормозных колодок. Продолжительность этого процесса зависит от стиля вождения: у тех, кто ездит быстро, такие детали изнашиваются быстрее, у тех, кто любит медленно ездить, — медленнее.
В среднем рекомендуется заменять эту часть тормозной системы каждые 10-12 тысяч. км. Однако иногда эта часть тормозной системы автомобиля изнашивается намного быстрее. Поэтому нужно знать, каковы основные признаки износа тормозных колодок.

Косвенные свидетельства износа
Все признаки того, что данная часть автомобиля приходит в негодность, можно разделить на две группы: прямые и косвенные.
Определить косвенные симптомы можно даже не выходя из машины.
Современные модели таких автозапчастей оснащены так называемым «индикатором износа». Это полоса металла, которая устанавливается под фрикционным материалом.
Когда большая часть этого материала изнашивается и достигает своего срока службы, торможение все еще возможно, но не так хорошо, как должно быть. В этом случае при нажатии педали тормоза можно услышать скрежет, свист и другие шумы.

Если у них нет такого индикатора, внешние звуки становятся основным признаком износа тормозных колодок, делая их практически полностью бесполезными.
Еще один важный показатель проблем со всей тормозной системой — это увеличение усилия, которое необходимо приложить к соответствующей педали, а также значительное увеличение тормозного пути.

Небольшая вибрация и биение педали при нажатии указывают на то, что частицы грязи застряли между колодкой и диском. Обычно это приводит к их быстрому разрушению. Однако стоит отметить, что это может произойти и в случае проблем с исполнительными механизмами этой системы, износа хомутов и ступиц.
Признаком износа только одной из тормозных колодок является скатывание автомобиля вбок при торможении. При резком торможении даже на сухой дороге автомобиль может занести или даже откатиться.

Главный признак последней стадии износа тормозных колодок — когда педаль тормоза не возвращается в исходное положение при отпускании. Это связано с практически полным истиранием фрикционной накладки: металл сильно нагревается, что приводит к его прилипанию к диску.
Следует отметить, что любой косвенный износ части системы, обеспечивающей торможение, также может быть результатом повреждения другой части: диска, ступицы и т.п.

Общее состояние можно точно определить при визуальном осмотре — таким образом, вы сможете распознать непосредственные признаки износа тормозных колодок.
Непосредственные свидетельства износа
Чтобы не подвергать опасности автомобиль, водителя и пассажиров, после обнаружения любого из вышеперечисленных симптомов неисправности данной детали автомобиля рекомендуется немедленно обратиться на СТО для получения профессиональной помощи. Там после проведения осмотра специалисты смогут точно определить, нужна ли замена деталей этой системы автомобиля.
Однако при необходимости вы можете провести визуальный осмотр самостоятельно. В этом случае следует обратить внимание на внешний вид, ведь именно по нему можно определить признаки износа тормозных колодок. Среди них:
- Толщина фрикционной накладки уменьшается до значения, указанного производителем детали.

- Механические дефекты облицовкитрение — наличие трещин, вмятин, зазубрин и подобных повреждений.
- Уменьшение толщины лезвия этой системы ниже минимального значения. Это значение, а также толщина фрикционной накладки измеряется микрометром.
- Трещины в пластине.
- Наличие выступа на внешнем крае элемента.

- Наличие сколов и глубоких повреждений на подкладке и самой основе.
- Несоосность диска.
- Наличие нагара на дисках, что свидетельствует о начале деградации поверхности.
Последний признак того, что тормозные колодки требуют немедленной замены — наличие темного покрытия с металлическими вкраплениями под колесным колпаком. Это следствие полного износа фрикционных накладок и начала износа основания детали.
В случае появления любого из вышеперечисленных симптомов, указывающих на проблемы с этими частями, следует немедленно проверить состояние всей тормозной системы и, при необходимости, заменить, так как от этого напрямую зависит безопасность водителя.