Почему дымит дизельный двигатель: причины и методы устранения

Почему дымит дизельный двигатель: причины и методы устранения Ремонт

На российских дорогах часто можно наблюдать, как дизельный грузовик проезжает по длинному холму, буквально извергая лужи черного дыма, напоминающие исландский вулкан Эйяфьятлайокудль во время извержения. К сожалению, подобное явление наблюдается не только в грузовиках, но и в легковых автомобилях, под прикрытием которых можно услышать типичный дизельный гул. Дизельные двигатели часто страдают этим недугом.

Что это: конструктивная специфика дизеля или его неправильная работа, и почему дизель дымит? Предлагаем вам разбор наиболее частых симптомов болезни и ее причин.

Откуда появляется дым на выхлопе дизеля

Принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) вытекает из самого их названия. Это означает, что механическая энергия в них получается за счет тепловой энергии в процессе сжигания топлива в цилиндрах. Повседневная практика подсказывает, что сухие дрова, помещаемые в костер, практически не выделяют дыма. То же самое и с дизельным двигателем.

Неповрежденный и хорошо отрегулированный двигатель не дымит. Напротив, если из выхлопной системы выходят голубоватые или черные плотные облака, это означает, что топливо плохое или сгорело не полностью. Или, может быть, в цилиндры попадает что-то еще, например, смазочное масло или топочный мазут.

Почему на дизелях чаще встречается дым глушителя. Дело в том, что дизельное топливо (солярка) воспламеняется от воздуха, нагретого до температуры 750-800 ° C, и не зажигает свечу зажигания, как в бензиновых двигателях. Для успешной циркуляции дизельного топлива система всасывания, топливная система и цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) должны быть в хорошем состоянии.

Дизельное топливо имеет более высокую температуру вспышки, чем бензин. Кроме того, топливно-воздушная смесь образуется за более короткое время, что приводит к ее неоднородности.

Элементарно, Ватсон

В идеале выхлопные газы дизеля должны быть чистыми. Если дизельный двигатель дымится, это указывает на неисправность или отказ одной или нескольких систем двигателя. А виноват в повышенной непрозрачности — цвет дыма. Забегая вперед, можно сказать:

  • Серый или черный дым указывает на неполное сгорание;
  • голубоватый или голубоватый цвет выхлопных газов указывает на потерю смазочного масла и несколько других причин;
  • пушистые белые облака, напоминающие задувание лампочки (в выражении любителей кальяна), по сути — попадание теплоносителя в камеры сгорания.

Таким образом, предварительная диагностика проводится по цвету выхлопных газов. Точнее причину курения определят специалисты на АЗС (СТО) с помощью диагностического оборудования и газоанализатора. В таблице приведены цифры, регулирующие максимальное содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Также указаны возможные неисправности в системах двигателя.

Химический элементСтандарт для дизельного двигателяПричина несоблюдения
Азот (N2)76–78%Обедненная топливная смесь, перегрев двигателя
Кислород (O2)0,5% макс.Негерметичный выпускной коллектор
Окись углерода (CO)0,01 — 0,5%Забитые фильтры, слишком высокое давление топлива в топливной системе, слишком богатая смесь
Углекислый газ (CO2)1,0 — 10%Забитые фильтры, слишком высокое давление топлива, слишком богатая смесь
Углеводороды (CH)50 PPM макс.Нет зажигания (неисправные свечи накаливания), богатая смесь

Черный дым за трубой…

Черный дым наиболее характерен для дизельных двигателей. Цвет дыма может варьироваться от светло-серого до токсичного черного, например, при сжигании шин. Монохроматический цвет вызван присутствием частиц сажи в выхлопных газах, оставшихся от неполного сгорания топлива.

Короче говоря, объяснение таково: чрезмерно обогащенная смесь, в которой слишком малопора полностью сгореть в цилиндре и горит при низкой температуре в выхлопной системе. Эта смесь образуется в результате нехватки воздуха или избытка топлива. Есть и другие неровности. Перечислим несколько причин появления черного дыма:

  • Плохое качество топлива.
  • Загрязнение воздушного фильтра или впускных каналов.
  • Недостаточная компрессия в цилиндрах.
  • Повреждены форсунки. Дым заметен, когда двигатель быстро разгоняется или когда дизельный двигатель работает под нагрузкой. Дополнительным подтверждением данного дефекта является тряска двигателя на холостом ходу.
  • Слишком раннее время впрыска топлива, что приводит к задержке воспламенения и образованию сажи.
  • Клапан EGR (рециркуляции выхлопных газов) загрязняется, что приводит к заклиниванию механизма в открытом положении и увеличению всасывания выхлопных газов во впускной коллектор.
  • Повреждение кислородного датчика, из-за которого электронный блок управления двигателем (ЭБУ) работает «вслепую».
  • Забит сажевый фильтр.

Наиболее опасны поврежденные форсунки и дальние поездки с опережением впрыска. Последствия: прогорание предварительных аппаратов, повреждение поршней и перемычек, что связано с дорогостоящим ремонтом. В остальных случаях езда в черном дыму не так опасна для двигателя.

Рецепты лечения коптящего двигателя

Ранее было обнаружено, что топливно-воздушная смесь в дизельном двигателе имеет большую неоднородность перед воспламенением по сравнению с бензиновыми двигателями. Бензиновая смесь имеет однородный характер, чего нельзя сказать о распыленном облаке дизельного топлива. Поэтому даже современные дизельные двигатели более подвержены курению.

Какие меры помогут уменьшить черный дым дизелей:

  • Следите за состоянием воздушного фильтра, своевременно заменяйте фильтрующий элемент. Особенно избегайте затопления, преодолевая водные преграды. В этом случае фильтр необходимо тщательно просушить или заменить.
  • Проверить герметичность воздуховодов (шланги, хомуты, интеркулер). Для этого можно использовать велосипедный насос. При выключенном двигателе создайте давление в системе и прислушайтесь к шипению воздуха из разъемов.
  • Проверить работоспособность топливного насоса высокого давления (ТНД), при подозрении провести его стендовую диагностику.
  • Проверить состояние топливных форсунок. Отложения брызг можно легко обнаружить визуально, сняв инжектор с головки блока. При необходимости отремонтируйте их.
  • Если двигатель дергается на холостом ходу или тормозит при резком открытии дроссельной заслонки, обратите внимание на электромагнитный датчик системы рециркуляции выхлопных газов (EGR).
  • Проверить компрессию в цилиндрах, что вы можете сделать сами.
  • Современные дизельные двигатели имеют сажевый фильтр, который необходимо регулярно чистить и промывать. И, конечно же, заменяйте его вовремя, когда срок его службы подходит к концу.

Все оттенки синего

Есть разные причины синего выдоха. Это нарушения в формировании шлейфа топлива, плохие условия для его самовозгорания и, наконец, попадание масла в рабочую камеру. Каждый из факторов имеет различный оттенок дыма.

Синие выхлопные газы с резким запахом говорят о недостаточной работе топливной форсунки. Часть топлива не горит, а вытекает из глушителя в виде мельчайших капель, придавая выбросу синий цвет. Но это половина проблемы, потому что основная смесь сгорает не в объеме воздуха в камере сжатия, а довольно часто на днище поршня. Само собой разумеется, что в ближайшее время это приведет к его возгоранию, появлению пятен на поверхности цилиндра и довольно дорогостоящему ремонту.

Голубоватый оттенок выхлопных газов говорит о том, что топливная смесь имеет затрудненное самовоспламенение. Первый — недостаточное давление (сжатие) в конце такта нагнетания. Основная причина — износ деталей цилиндра и компрессора. Низкая компрессия также вызвана неплотным соединениемтолкатели клапанов с седлами из-за образования на них нагара. Во-вторых, недостаточная температура для самовоспламенения из-за неисправных свечей накаливания.

Наконец, дым, цвет которого меняется от голубого до темно-синего, указывает на то, что в цилиндрах горит масло. Откуда это взялось:

  • от картера двигателя через втулки, если они изношены или закопаны в пазах;
  • от клапанной коробки через изношенные клапанные крышки;
  • через уплотнения подшипников турбины компрессора;
  • от воздухоочистителя при засорении вентиляции картера.

О чем говорит белый шлейф за глушителем

Белый дым из трубы Сикстинской капеллы, где проходят выборы следующего предстоятеля Римско-католической церкви, Папы, информирует паству об избрании нового Папы. Раньше кардиналы использовали сырую солому для производства белого дыма.

Аналогичная ситуация и в дизельном двигателе — белый дым из глушителя свидетельствует о наличии в топке (камере сгорания) воды, являющейся хладагентом. Причиной попадания тосола или антифриза в цилиндры дизельного двигателя может быть:

  • пробитая прокладка ГБЦ;
  • гнилой патрубок охлаждения корпуса дроссельной заслонки.

Чтобы проверить эту версию, вам достаточно открыть крышку расширительного бачка. Подтверждением этому станет пузырение жидкости, масляный слой на ее поверхности и запах выхлопных газов. Кроме того, уровень жидкости в бачке будет низким, и в поддоне будет немного смазки.

Примечание: короткий белый дым после запуска двигателя не является признаком неисправности двигателя. Испаряется конденсат, образовавшийся в глушителе при неподвижном автомобиле. Значит, это не дым, а пар.

Проблема повышенной дымности затрагивает многие дизельные двигатели и вызвана особенностями рабочего цикла дизельного двигателя. Факторами, ухудшающими ситуацию, являются некачественная заправка и несвоевременные проверки. В некоторых случаях причину курения реально выяснить самостоятельно, окончательной диагностикой станет стенд диагностики топливной системы двигателя и проверка газоанализатора.

Оцените статью
Интернет-Клуб Для Автолюбителей