На российских дорогах часто можно наблюдать, как дизельный грузовик проезжает по длинному холму, буквально извергая лужи черного дыма, напоминающие исландский вулкан Эйяфьятлайокудль во время извержения. К сожалению, подобное явление наблюдается не только в грузовиках, но и в легковых автомобилях, под прикрытием которых можно услышать типичный дизельный гул. Дизельные двигатели часто страдают этим недугом.
Что это: конструктивная специфика дизеля или его неправильная работа, и почему дизель дымит? Предлагаем вам разбор наиболее частых симптомов болезни и ее причин.
Откуда появляется дым на выхлопе дизеля
Принцип работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) вытекает из самого их названия. Это означает, что механическая энергия в них получается за счет тепловой энергии в процессе сжигания топлива в цилиндрах. Повседневная практика подсказывает, что сухие дрова, помещаемые в костер, практически не выделяют дыма. То же самое и с дизельным двигателем.
Неповрежденный и хорошо отрегулированный двигатель не дымит. Напротив, если из выхлопной системы выходят голубоватые или черные плотные облака, это означает, что топливо плохое или сгорело не полностью. Или, может быть, в цилиндры попадает что-то еще, например, смазочное масло или топочный мазут.
Почему на дизелях чаще встречается дым глушителя. Дело в том, что дизельное топливо (солярка) воспламеняется от воздуха, нагретого до температуры 750-800 ° C, и не зажигает свечу зажигания, как в бензиновых двигателях. Для успешной циркуляции дизельного топлива система всасывания, топливная система и цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) должны быть в хорошем состоянии.
Дизельное топливо имеет более высокую температуру вспышки, чем бензин. Кроме того, топливно-воздушная смесь образуется за более короткое время, что приводит к ее неоднородности.
Элементарно, Ватсон
В идеале выхлопные газы дизеля должны быть чистыми. Если дизельный двигатель дымится, это указывает на неисправность или отказ одной или нескольких систем двигателя. А виноват в повышенной непрозрачности — цвет дыма. Забегая вперед, можно сказать:
- Серый или черный дым указывает на неполное сгорание;
- голубоватый или голубоватый цвет выхлопных газов указывает на потерю смазочного масла и несколько других причин;
- пушистые белые облака, напоминающие задувание лампочки (в выражении любителей кальяна), по сути — попадание теплоносителя в камеры сгорания.
Таким образом, предварительная диагностика проводится по цвету выхлопных газов. Точнее причину курения определят специалисты на АЗС (СТО) с помощью диагностического оборудования и газоанализатора. В таблице приведены цифры, регулирующие максимальное содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Также указаны возможные неисправности в системах двигателя.
Химический элемент | Стандарт для дизельного двигателя | Причина несоблюдения |
Азот (N2) | 76–78% | Обедненная топливная смесь, перегрев двигателя |
Кислород (O2) | 0,5% макс. | Негерметичный выпускной коллектор |
Окись углерода (CO) | 0,01 — 0,5% | Забитые фильтры, слишком высокое давление топлива в топливной системе, слишком богатая смесь |
Углекислый газ (CO2) | 1,0 — 10% | Забитые фильтры, слишком высокое давление топлива, слишком богатая смесь |
Углеводороды (CH) | 50 PPM макс. | Нет зажигания (неисправные свечи накаливания), богатая смесь |
Черный дым за трубой…
Черный дым наиболее характерен для дизельных двигателей. Цвет дыма может варьироваться от светло-серого до токсичного черного, например, при сжигании шин. Монохроматический цвет вызван присутствием частиц сажи в выхлопных газах, оставшихся от неполного сгорания топлива.
Короче говоря, объяснение таково: чрезмерно обогащенная смесь, в которой слишком малопора полностью сгореть в цилиндре и горит при низкой температуре в выхлопной системе. Эта смесь образуется в результате нехватки воздуха или избытка топлива. Есть и другие неровности. Перечислим несколько причин появления черного дыма:
- Плохое качество топлива.
- Загрязнение воздушного фильтра или впускных каналов.
- Недостаточная компрессия в цилиндрах.
- Повреждены форсунки. Дым заметен, когда двигатель быстро разгоняется или когда дизельный двигатель работает под нагрузкой. Дополнительным подтверждением данного дефекта является тряска двигателя на холостом ходу.
- Слишком раннее время впрыска топлива, что приводит к задержке воспламенения и образованию сажи.
- Клапан EGR (рециркуляции выхлопных газов) загрязняется, что приводит к заклиниванию механизма в открытом положении и увеличению всасывания выхлопных газов во впускной коллектор.
- Повреждение кислородного датчика, из-за которого электронный блок управления двигателем (ЭБУ) работает «вслепую».
- Забит сажевый фильтр.
Наиболее опасны поврежденные форсунки и дальние поездки с опережением впрыска. Последствия: прогорание предварительных аппаратов, повреждение поршней и перемычек, что связано с дорогостоящим ремонтом. В остальных случаях езда в черном дыму не так опасна для двигателя.
Рецепты лечения коптящего двигателя
Ранее было обнаружено, что топливно-воздушная смесь в дизельном двигателе имеет большую неоднородность перед воспламенением по сравнению с бензиновыми двигателями. Бензиновая смесь имеет однородный характер, чего нельзя сказать о распыленном облаке дизельного топлива. Поэтому даже современные дизельные двигатели более подвержены курению.
Какие меры помогут уменьшить черный дым дизелей:
- Следите за состоянием воздушного фильтра, своевременно заменяйте фильтрующий элемент. Особенно избегайте затопления, преодолевая водные преграды. В этом случае фильтр необходимо тщательно просушить или заменить.
- Проверить герметичность воздуховодов (шланги, хомуты, интеркулер). Для этого можно использовать велосипедный насос. При выключенном двигателе создайте давление в системе и прислушайтесь к шипению воздуха из разъемов.
- Проверить работоспособность топливного насоса высокого давления (ТНД), при подозрении провести его стендовую диагностику.
- Проверить состояние топливных форсунок. Отложения брызг можно легко обнаружить визуально, сняв инжектор с головки блока. При необходимости отремонтируйте их.
- Если двигатель дергается на холостом ходу или тормозит при резком открытии дроссельной заслонки, обратите внимание на электромагнитный датчик системы рециркуляции выхлопных газов (EGR).
- Проверить компрессию в цилиндрах, что вы можете сделать сами.
- Современные дизельные двигатели имеют сажевый фильтр, который необходимо регулярно чистить и промывать. И, конечно же, заменяйте его вовремя, когда срок его службы подходит к концу.
Все оттенки синего
Есть разные причины синего выдоха. Это нарушения в формировании шлейфа топлива, плохие условия для его самовозгорания и, наконец, попадание масла в рабочую камеру. Каждый из факторов имеет различный оттенок дыма.
Синие выхлопные газы с резким запахом говорят о недостаточной работе топливной форсунки. Часть топлива не горит, а вытекает из глушителя в виде мельчайших капель, придавая выбросу синий цвет. Но это половина проблемы, потому что основная смесь сгорает не в объеме воздуха в камере сжатия, а довольно часто на днище поршня. Само собой разумеется, что в ближайшее время это приведет к его возгоранию, появлению пятен на поверхности цилиндра и довольно дорогостоящему ремонту.
Голубоватый оттенок выхлопных газов говорит о том, что топливная смесь имеет затрудненное самовоспламенение. Первый — недостаточное давление (сжатие) в конце такта нагнетания. Основная причина — износ деталей цилиндра и компрессора. Низкая компрессия также вызвана неплотным соединениемтолкатели клапанов с седлами из-за образования на них нагара. Во-вторых, недостаточная температура для самовоспламенения из-за неисправных свечей накаливания.
Наконец, дым, цвет которого меняется от голубого до темно-синего, указывает на то, что в цилиндрах горит масло. Откуда это взялось:
- от картера двигателя через втулки, если они изношены или закопаны в пазах;
- от клапанной коробки через изношенные клапанные крышки;
- через уплотнения подшипников турбины компрессора;
- от воздухоочистителя при засорении вентиляции картера.
О чем говорит белый шлейф за глушителем
Белый дым из трубы Сикстинской капеллы, где проходят выборы следующего предстоятеля Римско-католической церкви, Папы, информирует паству об избрании нового Папы. Раньше кардиналы использовали сырую солому для производства белого дыма.
Аналогичная ситуация и в дизельном двигателе — белый дым из глушителя свидетельствует о наличии в топке (камере сгорания) воды, являющейся хладагентом. Причиной попадания тосола или антифриза в цилиндры дизельного двигателя может быть:
- пробитая прокладка ГБЦ;
- гнилой патрубок охлаждения корпуса дроссельной заслонки.
Чтобы проверить эту версию, вам достаточно открыть крышку расширительного бачка. Подтверждением этому станет пузырение жидкости, масляный слой на ее поверхности и запах выхлопных газов. Кроме того, уровень жидкости в бачке будет низким, и в поддоне будет немного смазки.
Примечание: короткий белый дым после запуска двигателя не является признаком неисправности двигателя. Испаряется конденсат, образовавшийся в глушителе при неподвижном автомобиле. Значит, это не дым, а пар.
Проблема повышенной дымности затрагивает многие дизельные двигатели и вызвана особенностями рабочего цикла дизельного двигателя. Факторами, ухудшающими ситуацию, являются некачественная заправка и несвоевременные проверки. В некоторых случаях причину курения реально выяснить самостоятельно, окончательной диагностикой станет стенд диагностики топливной системы двигателя и проверка газоанализатора.