Клапан холостого хода, который многие автомобилисты называют датчиком холостого хода, является одним из важных компонентов современных двигателей. Принцип его работы на словах очень прост: впустить воздух во впускной коллектор (фактически в обход дроссельной заслонки) и удерживать холостые обороты силового агрегата автомобиля в конструктивно определенных пределах. Если рассмотреть особенности его работы, а также изучить основные недостатки, становится понятно, что это маленькое устройство хитрее, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся.
Подробнее о конструкции и работе
Итак, регулятор датчика холостого хода (IAC), он же датчик холостого хода, и клапан. Работает совместно с электронным блоком управления автомобилем. Ответ на вопрос, где находится датчик холостого хода, очень простой — возле дроссельной заслонки. В современных автомобилях он часто находится внутри дроссельной заслонки, защищенной корпусом. Само устройство состоит из следующих компонентов:
- Иголка;
- Шаговый двигатель со штоком;
- Весна.
Суть работы регулятора заключается в изменении сечения канала, по которому воздух поступает к двигателю при закрытой дроссельной заслонке. При включении зажигания дроссельная заслонка выдвигает стик и игла входит в специальное калибровочное отверстие. Как только двигатель запускается, регулятор открывает канал, через который воздух может продолжать течь. Если охлаждающая жидкость недостаточно прогрета, регулятор подает еще больше воздуха — это позволяет двигателю работать на более высоких оборотах и быстрее прогреваться. Кстати, именно благодаря работе регулятора машину можно завести практически сразу — риск заглохнуть минимален. В настоящее время регуляторы холостого хода делятся на три типа. А именно:
- Соленоид. Он работает с использованием электромагнитной силы. Когда на катушку подается напряжение, сердечник в ней втягивается, вытягивая механически соединенный язычок и открывая канал. Работа устройства регулируется изменением частоты так называемого повелительные сигналы. Если регулятор работает исправно, частота управляющих сигналов очень высока и воздух подается в двигатель небольшими порциями;
- Кроковец. Этот регулятор состоит из четырех электромагнитных обмоток и кольцевого магнита. Обмотки питаются поочередно и создают вокруг себя магнитное поле. Благодаря этой последовательности вращается поле в устройстве, а вместе с ним и ротор. Последний совмещен с механизмом, отвечающим за разблокировку и блокировку воздуховода;
- Роторный. По сути, это доработанный регулятор соленоидного типа. Управление осуществляется посредством частотных импульсов, но ротор является ключевым исполнительным механизмом.
Опыт показывает, что все три регулятора имеют хороший срок службы и все три типа выходят из строя по одним и тем же причинам. Схемы подключения регуляторов одинаковы для всех трех типов.
Неисправности датчика холостого хода
К сожалению, даже современные регуляторы скорости не имеют системы самодиагностики, поэтому автовладельцу придется определять неисправность на основании косвенных улик. Обратите внимание, что в случае неисправности не загорается даже индикаторная лампа «Check Engine». Проблема будет заключаться в недостатке или, наоборот, избытке кислорода на холостом ходу. Вот что нужно учитывать. Признаки отказа RCA будут следующими:
- Двигатель глохнет на холостом ходу;
- Обороты «плавают» на холостом ходу;
- Двигатель выключается, как только драйвер PTC переходит на холостой ход;
- Силовой агрегат требует длительного прогрева для нормальной работы.
Как видите, симптомы почти такие же, как и при выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки, но есть одно важное отличие — при выходе из строя загорается лампочка «Check Engine». Как и в случае с проблемами DPDZ, игнорирование проблемы может привести к ускоренному износу двигателя и износу практически всех компонентов.должен быть оригинальным, принт должен быть четким, все надписи должны быть четко читаемыми. Логотип производителя обязателен;
Проверка и ремонт
Осмотрите пружину шпинделя. В большинстве подделок пружина часто бывает спиральной;
- Осмотрите заклепки. Как показала практика, заклепки на поддельных регуляторах выглядят крайне неаккуратно;
- Проверить корпус регулятора. Он должен быть выполнен качественно, без отдельных брызг и следов расплавленного пластика. Обратите особое внимание на монтажные отверстия;
Убедитесь, что у регулятора есть полный комплект. Подделки часто бывают без резиновых и металлических колец.
К сожалению, распознать контрафактный регулятор сегодня становится все сложнее. Если раньше подделку можно было идентифицировать по наклейке, то теперь наклейки имеют правильную форму и даже содержат информацию для проверки подлинности продукта (конечно, из неофициальных источников). Что действительно плохо делают производители контрафактной продукции, так это упаковка. Если на оригинальном картоне элементы склеены в точки, то на контрафактной упаковке в 90% случаев остаются клеевые полосы (часто в чрезмерных количествах). Правда, чтобы это проверить, нужно разорвать упаковку. Советуем быть очень осторожными при покупке автозапчастей. Например, фальшивая голограмма на наклейке может содержать слова … с грамматической ошибкой. Также не рекомендуется следить только за ценой. Подделка всегда дешевле оригинала, и поначалу интерес потенциального покупателя больше, что разыгрывают недобросовестные продавцы.
Вывод
Регулятор холостого хода — это небольшая часть корпуса дроссельной заслонки, которая выполняет очень серьезную работу. Благодаря регулятору двигатель автомобиля не требует длительного прогрева и хорошо работает на холостом ходу. За последние 10–15 лет подход к регулированию числа оборотов на холостом ходу кардинально изменился. Электронные демпферы, не требующие регулятора, становятся все более популярными, потому что демпфер сам выполняет эту задачу. Таким амортизаторам не страшны низкие температуры и выход из строя «механики», ведь ее практически нет. Что касается автомобилей с классическими дросселями двигателя, то сегодня подобрать для них подходящие регуляторы довольно просто. Они будут выпускаться еще долго.