Упорные подшипники широко применяются в различных отраслях, несмотря на количественное преобладание радиальных и радиально-упорных моделей. Все потому, что упорные подшипники выполняют специфичную роль в механизмах — передают осевое вертикальное вращение или повороты при большой статической нагрузке.
Отличительной особенностью упорного подшипника является поперечное расположение контактной поверхности, перпендикулярно поворотной оси. Такие конструкции чаще всего представляют собой разъемные кольца или съемное кольцо, а в случае подшипников скольжения — форма подпятника, опорного кольца, кольцевых сегментов, гребенок.
Шариковые упорные подшипники производятся в соответствии с ГОСТ 7872-89. Материалы для производства упорных тонкостенных подшипников скольжения типа вкладышей, втулок, колец, подбираются согласно ГОСТ 228813-90.
Применение упорных подшипников качения и скольжения
При конструировании машин и механизмов, конструкторы используют преимущества разных видов подшипников качения и скольжения максимально выгодно, согласно назначению, нагрузкам и скорости вращения. Упорные подшипники качения менее требовательны к смазыванию и применяются там, где нужен более скоростной и плавный ход.
В автомобилях и мототранспорте упорные подшипники применяются в подвеске в качестве опоры амортизаторной стойки и в выжимном блоке сцепления. Небольшие упорные подшипники качения находят применение в поворотных столах станков, поворотных платформах конвейеров, в электрогенераторах, домкратах, широко распространены в робототехнике, строительной и сельскохозяйственной технике.
Одинарные подшипники, с одним рядом качения, способны вращаться только в одном направлении в то время, как сдвоенные, через независимое промежуточное кольцо, вращаются в обоих направлениях.
Роликовые цилиндрические подшипники способны воспринимать большие нагрузки, чем шариковые, но рассчитаны на более низкую скорость вращения, требуют больше смазки, при этом их ход более жесткий и при работе выделяется больше шума и тепла. Такие модели находят применение в центрифугах, мешалках пищевой и химической промышленности.
Роликовые конические упорные подшипники предназначены для более жесткого осевого центрирования в металлургическом оборудовании: обжимных станах, станах толстолистовой прокатки и станах горячей прокатки. Упорные роликоподшипники способны выдерживать высокие осевые нагрузки при средних и низких частотах вращения.
Сферические или сфероконические упорные подшипники обладают не только высокий грузоподъемностью и устойчивостью к радиальной нагрузке, но и способны компенсировать осевое отклонение, перекос вала на угол до нескольких градусов. По сути, это устойчивые к вибрации упорно-радиальные модели. Сферические подшипники устанавливаются на высокие вертикальные поворотные опоры, шасси, используются в мобильной подъемно-транспортной технике.
Упорные подшипники качения больших диаметров и опорно-поворотные устройства, работающие по тому же принципу, применяются в конструкции поворотных механизмов манипуляторов, авто-, железнодорожных-, башенных кранов, ветрогенераторов.
Игольчатый упорный подшипник отличается от аналогичных моделей качения компактностью поперечного сечения. В такой модели пространство между поворотными частями минимизируется за счет применения игловидных роликов малой высоты. Если дорожки качения могут быть выполнены н деталях вращения, то игольчатый подшипник без колец занимает места не более, чем упорное кольцо скольжения.
Упорные подшипники скольжения или подпятники, способны функционировать в жидкой среде и в условиях сверхтяжелых нагрузок в крупногабаритных механизмах. Такие подшипники модно встретить в насосах, на воздушных и водных судах, в турбинах и гидрогенераторах.