Установка самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ 2107: плюсы и минусы

Установка самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ 2107 Тюнинг

У всего семейства ВАЗ классика (01-07) нет устройства блокировки межколесного дифференциала. Однако количество автовладельцев, желающих установить дифференциал своими руками или купить его отдельно, не уменьшается, особенно среди любителей активного отдыха и отдыхающих.

Рассмотрим, зачем нужен самоблокирующийся дифференциал и стоит ли устанавливать его на автомобиль, где изначально он не был предусмотрен.

Объяснение принципа работы

На латинском языке «дифференция» означает «различие». В автомобиле дифференциалом называют механизм, распределяющий крутящий момент на оси автомобиля. Он обязательно присутствует в каждой машине. Простой дифференциал называется классическим открытым или свободным дифференциалом.

Представьте, что редуктор заднего моста имеет не дифференциал, а одноосный, как в трехколесном велосипеде.

Поскольку нет абсолютно прямолинейного движения, а руки водителя почти никогда не неподвижны на рулевом колесе, очевидно, что ведущие колеса будут следовать очень похожей, хотя и немного другой траектории.

Если бы не было дифференциала, ход левого и правого колеса был бы одинаковым. Тогда постоянный занос был бы неизбежен, поскольку обычная траектория «навязывается» колесам. Отсюда повышенный износ шин и быстрый выход из строя приводных агрегатов.

Задача редуктора — дать колесам независимость и «свободу», разъединить их жесткое соединение.

Как работает классический дифференциал?

Если ведущий мост один (вся классика ВАЗа), то требуется один редуктор между задними колесами, то есть межколесный. В случае с полноценным внедорожником дифференциалов целых три — по два межколесных дифференциала на каждую ось и дополнительно межосный.

Этот механизм (второе название — редуктор) расположен в картере заднего моста. Приводная рейка передает крутящий момент на ведомую рейку. Он разделен на два карданных вала, которые поворачивают колеса.

Дополнительные шестерни — сателлиты симметричны, равны рычагам и равномерно передают усилия на колеса.

Когда машина движется прямо, сателлиты не вращаются. Когда автомобиль катится по кочкам или поворачивает в поворот, то есть когда каждое колесо проходит свой путь, сателлиты вращаются и перераспределяют крутящий момент между колесами ведущей оси и полуосью, которая менее устойчива и легче раскручивается.

Дифференциал ВАЗ показан на рисунке ниже:

Установка самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ 2107: плюсы и минусы

8 — шестерня карданного вала; 9 — спутник; 11 — ведущая шестерня главной передачи; 18 — ведущая шестерня главной передачи;

Вот как ведут себя спутники и распределяют импульс в разных местах:

Установка самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ 2107: плюсы и минусы
Установка самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ 2107: плюсы и минусы
Установка самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ 2107: плюсы и минусы

Анализ частоты вращения карданного вала и коробки передач показывает, что:

  • Если одно колесо неподвижно, обгонная муфта поворачивается «пополам», и скорость увеличивается вдвое.
  • Если одно колесо буксует, оно вращается быстрее и начинает проскальзывать, а другое колесо с хорошим сцеплением получает такой же крутящий момент, потому что оно равномерно распределено и дифференциал не может передать ему всю силу.
  • Если сцепление одного колеса меньше сопротивления движению, автомобиль заглохнет.
  • В этом случае возникает ситуация из пункта 1, рабочее колесо останавливается и ранее проскальзывающее колесо быстро увеличивает свои обороты.
  • При попытке «разогнаться» скорость ведомого колеса увеличивается.

Обычный редуктор не поможет ведущему мосту на скользкой дороге, а также на поверхностях с повышенным сопротивлением качению (снег, песок, грязь). Стоимость обычной коробки передач около 5000 рублей.

О принудительной блокировке

Если машина много ездит по бездорожью и эксплуатируется в зимнее и грязное время года, помогает установка принудительной блокировки дифференциала между колесами. Это останавливает вращение спутников. В этот момент колеса теряют независимость и точно поворачиваются.одинаково в любой ситуации. Это так называемый самоблокирующийся дифференциал.

Недостатком такого решения является повышенный расход топлива и повышенный износ шин. Поэтому после проезда по труднопроходимой местности разблокируйте механизм блокировки. Некоторые конструкции предлагают возможность автоматической разблокировки с увеличением скорости или, наоборот, блокировку можно активировать только на низкой скорости.

В целях упрощения процесса управления и есть самоблокирующаяся коробка передач.

Разновидности принудительной блокировки

Сразу поясним, что варварские варианты вроде приварки сателлитов к «родным» дифференциалам не учитываются. Частичный предварительный натяг также не учитывается.

  • Блокировка диска с высоким коэффициентом трения. Установлены фрикционы. Когда сопротивление колес начинает меняться, трение внутри сцепления увеличивается, и оно блокируется. Блокировка диска требует регулировки на предмет износа и использования специального трансмиссионного масла.
  • Блокада вязкостной муфты (вискомуфта). Принцип действия аналогичен принципу действия дискового сцепления, но гидравлическое сцепление имеет множество клейких дисков (рис. 7). Диски погружены в специальную вязкую жидкость. Основа этой жидкости — силикон, затвердевающий при нагревании. Поскольку одна половина оси вращается впереди другой, жидкость нагревается, затвердевает и затвердевает диски. Этот тип засорения сначала действует мягко, затем по мере затвердевания эффект резко увеличивается, пока валы не начинают работать равномерно, а затем, когда гель остывает, он разжижается. Отсутствие обслуживания — большой плюс. Необходимое условие для дальнейшей эксплуатации — полная пломбировка. Такие вискомуфты устанавливаются на «паркетные» городские внедорожники. Плохо перегреваются на тяжелых бездорожьях.
  • Самоблокирующийся червячный редуктор. Надежный вариант. При движении прямо шнеки свободно вращаются в корпусе (рис. 8). При изменении направления движения винты перемещаются в конечные положения и фиксируются в пазах. Это активирует запорный механизм. Время блокировки зависит от профиля шнека. После выравнивания крутящего момента болты выходят из паза и снова свободно вращаются. Преимущество — низкий износ, срок службы такой же, как у обычного дифференциала. Кроме того, специального масла не требуется, достаточно обычного трансмиссионного масла. Стоимость ригельного замка на ВАЗ 2107 примерно 10-13 тысяч рублей.
  • Механизм блокировки планетарного дифференциала (ДАК), или схема Красникова (рис. 9). В этом механизме используется классическая дифференциальная схема, но вместо сателлитов работает цепочка из шаров. Разница блокируется не из-за разницы между нагрузкой на колеса, а в случае изменения нагрузки на ось и тяги двигателя. Стоимость установки на ВАЗ 2107 около 10 000 рублей.

Плюсы и минусы установки самоблокирущегося редуктора

Таким образом, при установке самоблокирующегося дифференциала вы получаете:

  • повышенное сцепление колес с ведущими мостами;
  • повышенная проходимость по асфальтовому покрытию;
  • улучшенная динамика разгона;
  • улучшенное прохождение поворотов.

Окупаемость установки — ухудшение управляемости (для заднеприводного ВАЗа):

  • затруднение удержания машины при ускорении по прямой;
  • на поворотах склонность к заносу увеличивается на «классике»;
  • в каждой конструкции дополнительно увеличены фрикционные звенья, что даже незначительно увеличивает расход и расход топлива.

Вместо выводов. Что выбрать Постоянная блокировка необходима только для настоящих джипов, которые никогда не заезжают в город в качестве тракторов Блокировка дисков: требует регулировки из-за износа дисков, требуется специальное масло. Кроме того, есть небольшой, но постоянный момент трения. Это затрудняет вождение, быстрее изнашиваются шины и увеличивается расход топлива. Чем больше изнашиваются фрикционные муфты, тем меньше будет засорение. Чем чаще придется скользить — тем быстрее выйдет из строя дифференциалВязкостное сцепление имеет высокую «пусковую» инерцию, но его работа в тяжелых условиях бездорожья оставляет желать лучшего. Лаги и перегрев — обычное явление. Но хорошо работает в городских условиях. Отвертка, вероятно, самая подходящая в городе зимой, она также подойдет как автодомам, так и сельским жителям. На серьезном бездорожье не очень экономичен, но не «подтягивается», мягко включается и не требует специальной подготовки. На ВАЗ 2107, как и на другую классику, лучше устанавливать либо стопорные болты, либо дифференциалы ДАК, при условии, что машина не атакует тяжелое бездорожье, и ездит по зимним дорогам в городе, а летом — на проселочные дороги. Цена вопроса примерно 10-13 000 руб.

Вместо заключения. Что выбрать

  • Постоянная блокировка требуется только на настоящих джипах, которые, как и тракторы, никогда не выезжают за пределы города.
  • Блокировка диска: требуется регулировка в связи с разверткой дисков, требуется специальное масло. Кроме того, есть небольшой, но постоянный момент трения. Это затрудняет вождение, быстрее изнашиваются шины и увеличивается расход топлива. Чем больше изнашиваются фрикционные муфты, тем меньше будет засорение. Чем чаще придется скользить, тем быстрее выйдет. дифференциал вышел из строя.
  • Жидкостное вязкостное сцепление обладает высокой «инерционной» инерцией, но его характеристики на тяжелом бездорожье не очень хорошие. Бывают частые задержки и перегрев. Но хорошо работает в городских условиях.
  • Отвертка, пожалуй, самая лучшая в городе зимой, она подходит как туристам, так и соотечественникам. На серьезном бездорожье не очень экономичен, но не «подтягивается», мягко включается и не требует специальной подготовки. На ВАЗ 2107, как и на другую классику, лучше устанавливать либо стопорные болты, либо дифференциалы ДАК, при условии, что машина не атакует тяжелое бездорожье, и ездит по зимним дорогам в городе, а летом — на проселочные дороги. Цена вопроса примерно 10-13 000 руб.
Оцените статью
Интернет-Клуб Для Автолюбителей