В автомобильном двигателе впускной коллектор равномерно распределяет воздушный поток между цилиндрами. В большинстве современных автомобилей впускной коллектор выполнен из пластика.
Как работает впускной коллектор
Часто во впускном коллекторе есть дроссельная заслонка и некоторые другие детали. Впускной коллектор состоит из резервуара (впускной камеры) и впускных трубок (направляющих). На некоторых двигателях V6 и V8 впускной коллектор может состоять из нескольких отдельных секций или частей.
Всасываемый воздух проходит через воздушный фильтр, впускной коллектор, затем через корпус дроссельной заслонки в приточную камеру (ресивер), а затем по впускным патрубкам (направляющим) к цилиндрам.
Дроссельная заслонка (заслонка) регулирует обороты двигателя, регулируя количество проходящего через нее воздуха. В современных автомобилях обороты холостого хода также регулируются корпусом дроссельной заслонки — на холостом ходу дроссельная заслонка открывается на очень небольшой угол.
Поскольку корпус дроссельной заслонки практически закрыт при работе двигателя на холостом ходу, во впускном коллекторе создается разрежение. Если где-то в коллекторе есть утечка вакуума, двигатель будет работать хаотично на холостом ходу. Многие проблемы впускного коллектора связаны с утечками вакуума.
Впускной коллектор с изменяемой геометрией
Производительность двигателя можно регулировать, изменяя размер ресивера и длину или размер отверстия впускного коллектора.
По этой причине современные автомобили имеют регулируемые впускные коллекторы, в которых специальные регулирующие клапаны изменяют поток воздуха через коллектор в зависимости от оборотов двигателя и требуемой мощности.
Неисправности впускного коллектора
Общие проблемы впускного коллектора включают:
- утечки воздуха;
- утечки охлаждающей жидкости или масла;
- снижение потока из-за скопления углерода;
- Проблемы с впускным регулирующим дросселем.
В некоторых двигателях впускной коллектор может подвергнуться коррозии или сломаться, что приведет к утечке вакуума или охлаждающей жидкости. Треснувший коллектор необходимо заменить, если он не подлежит безопасному ремонту.
Утечки охлаждающей жидкости
У некоторых автомобилей есть каналы для охлаждающей жидкости во впускном коллекторе, которые могут протекать из-за плохих уплотнений или повреждений. Например, эта проблема была довольно распространена на старых двигателях GM V6.
Если коллектор не поврежден и сопрягаемые поверхности в хорошем состоянии, для устранения проблемы обычно достаточно замены прокладок или повторного закрытия коллектора. Если коллектор поврежден, его необходимо заменить.
Подсос воздуха
Изношенные прокладки впускного коллектора (на фото) часто вызывают утечки вакуума. Это может вызвать нестабильную работу на холостом ходу, заглохнуть двигатель и загореться индикатор Check Engine. Однако двигатель может нормально работать на более высоких оборотах.
Например, коды неисправности OBD-II P0171 и P0174 часто вызваны утечками во впускном коллекторе. Если утечка вызвана плохими прокладками, ремонт включает снятие впускного коллектора, проверку и очистку монтажных поверхностей, а также замену прокладок. Посмотрите видео замены прокладок впускного коллектора на Renault Megane, например:
Часто источником утечки воздуха может быть сломанная вакуумная линия или штуцер соединительной линии впускного коллектора. В этом случае замените поврежденный вакуумный шланг или соединение.
Иногда впускной коллектор может деформироваться, что приводит к неправильному уплотнению прокладки. Деформированный впускной коллектор подлежит замене. На некоторых автомобилях утечку вакуума можно определить по шипящему звуку из-под капота.
Отложения углерода
ВВ некоторых двигателях, таких как Volkswagen TDI Diesel, нагар во впускном коллекторе может вызвать недостаток мощности, пропуски зажигания, дым и повышенный расход топлива.
Проблемы с нагаром чаще встречаются в двигателях с турбонаддувом. Один из основных симптомов — отсутствие хватки. Забитый впускной коллектор может потребовать разборки и ручной очистки.
В некоторых случаях замена впускного коллектора может иметь больше смысла, чем его чистка. Внутри коллектора много скрытых мест, которые невозможно очистить.
Проблемы с заслонками изменения геометрии впуска
Регулирующие заслонки обычно приводятся в действие электрическими или вакуумными приводами. Часто резиновая диафрагма внутри вакуумного привода начинает протекать, и привод перестает работать.
Вакуумный привод можно легко проверить с помощью ручного вакуумного насоса. Если вакуумный цилиндр протекает, замените его. Вместо помпы можно использовать медицинский шприц.
Блок управления двигателем (ЭБУ) активирует вакуумные приводы, включая и выключая небольшие соленоиды контроля вакуума. Эти соленоиды также часто выходят из строя. Змеевики также можно легко проверить с помощью ручного вакуумного насоса.
Другой распространенной проблемой является заклинивание впускного клапана изменения геометрии из-за накопления нагара или деформации клапана. В этом случае необходимо заменить коллектор.
Например, проблемы с впускным коллектором (регулирующим клапаном) распространены на некоторых двигателях VW / Audi. Volkswagen продлил гарантию на впускной коллектор на некоторые автомобили Audi / Volkswagen модельного года 2008-2011 с двигателями 2.0 TFSI с кодами двигателей CBFA и CCTA.
Поврежденный клапан DISA, установленный во впускном коллекторе, также является распространенной проблемой для многих автомобилей BMW. Посмотрите это видео о проверке клапана DISA на BMW:
Замена впускного коллектора
Если впускной коллектор невозможно очистить или отремонтировать, его необходимо заменить. Если один из вышедших из строя регулирующих клапанов не может быть заменен отдельно, также заменяется впускной коллектор. В некоторых автомобилях это довольно просто, в других требуется больше работы.
При замене впускного коллектора важно очистить монтажную поверхность, заменить прокладки и затянуть болты коллектора в рекомендованной последовательности согласно спецификации. Это особенно важно для двигателей V6 / V8.