Всё про моторные масла для автомобилей

Всё про моторные масла для автомобилей Полезные Советы

Надежная и долговечная работа автомобильного двигателя во многом связана с используемым в его работе моторным маслом. Выбор масел огромен, и не всегда автовладельцы должным образом ориентируются в этом разнообразии. Иногда можно серьезно повредить двигатель, применив дорогое качественное, но неподходящее моторное масло.

Разобраться в многочисленных стандартах, типах и свойствах моторных масел непросто. К тому же на рынке этот товар представлен огромным количеством производителей, каждый из которых борется за своих покупателей. А простая формула «цена-качество» верна только для определенных видов и свойств масел при условии, что их производитель имеет стабильную репутацию на рынке.

Эти вопросы необходимо подробно обсудить, чтобы помочь автовладельцам сделать правильный выбор этого важнейшего расходного материала для ухода за автомобилем.

Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки

Всё про моторные масла для автомобилей

Смазочное масло для двигателей было запатентовано в Америке в 19 веке: хорошие смазывающие свойства сырой нефти были обнаружены случайно, когда она попала на заклинившие клапаны парового двигателя. С этого момента и началась история первой в мире марки моторного масла Valvoline (буквально — клапанного масла).

Современные моторные масла структурируются путем добавления определенного набора присадок к их базовым маслам (иногда называемым базовыми маслами). Базовое масло можно получить:

  • В процессе очистки сырой нефти (от фракции сырой нефти) масла называются минеральными маслами.
  • Из искусственно синтезированных органических соединений в данном случае масла называют синтетическими.
  • Смеси минеральной и синтетической основ называются полусинтетическими маслами.

Решению, казалось бы, простой задачи (смазка трущихся друг о друга деталей в процессе эксплуатации) существенно затрудняют факторы, влияющие на этот процесс:

  • высокие температуры и сложные тепловые переходы;
  • процессы износа на элементах трения и проникновение продуктов износа в смазку;
  • проникновение продуктов сгорания в смазку;
  • предрасположенность металлов к коррозии;
  • наличие деталей в конструкции двигателя из материалов, чувствительных к химическому составу смазки (в основном резиновые уплотнения)
  • работа двигателя в достаточно широком диапазоне перепадов температуры окружающей среды.

Вышеперечисленные факторы определяют основные требования к моторным маслам:

  • Стабильность физико-химических свойств при высоких температурах.
  • Обеспечивает противоизносные свойства, которые позволяют положительно воздействовать на поверхности трения в пограничных слоях.
  • Нейтрализация кислой среды (результат взаимодействия масла и продуктов сгорания).
  • Хорошие моющие свойства, позволяющие удалять загрязнения из зон трения, возникающих в результате износа и продуктов сгорания.
  • Сопротивление пены.
  • Невозможность создания агрессивной и агрессивной среды.
  • Обеспечение плавной формы соотношения вязкости и температуры масла в достаточно широком диапазоне температур окружающей среды (облегчает запуск двигателя при низких температурах)
  • Низкий расход при сгорании.
  • Совместимость с уплотнительными материалами.
  • устойчивость к процессам старения (ухудшение физико-химических свойств со временем).

Необходимые требования к моторным маслам вытекают из их характеристик, наиболее важными из которых являются вязкость, назначение и рабочие характеристики. По этим параметрам масла классифицируются согласно ГОСТ 17479.1-85.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. Вязкость нормализована и для летнего сорта при 100 ° С.для зимних и всесезонных видов при -18 ° С.

В общем, соотношение вязкости всех трех типов масел показано на рисунке ниже.

Всё про моторные масла для автомобилей

Максимальная вязкость — это вязкость, при которой двигатель может запускаться при отрицательных температурах (холодный запуск).

При отрицательных температурах летние масла не обеспечивают холодный пуск и могут вызвать масляное голодание (задержку подачи масла к деталям из-за повышенной вязкости), а зимние масла (низкая вязкость) не обеспечивают требуемых условий смазки летом. По этим причинам на практике в основном используются всесезонные масла.

В приведенных ниже таблицах 1 и 2 приведены для вязкости, а назначение и рабочие характеристики моторных масел соответствуют ГОСТу.

Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85

Класс вязкостиКинематическая вязкость, мм

2

/ с, при температуре
+100 ° С-18 ° С
не менее чемне больше, чемне больше, чем
3z3.81,250
4z4.12 600
5z5,66000
6z5,610 400
65,67.0
87.09,3
109,311,5
1211,512,5
1412,514,5
1614,516,3
двадцать16,321,9
2421,926,1
3z / 87.09,51,250
4z / 65,67.02 600
4z / 87.09,32 600
4z / 109,311,52 600
5z / 109,311,56000
5z / 1211,512,56000
5z / 1412,514,56000
6z / 109,311,510 400
6z / 1211,512,510 400
6z / 1412,514,510 400
6z / 1614,516,310 400

Буква «z» в обозначении означает «загущенное» (относится к зимним и всесезонным маслам), а дробь означает, что масло всесезонное (числитель показывает зимний класс, а знаменатель — летний класс).

Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Обозначение группы по ГОСТ 17479.1.Рекомендуемая сфера применения
АБензиновые и дизельные двигатели без привода
ББ1Бензиновые двигатели малой мощности, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных загрязнений и коррозии подшипников.
Б2Дизельные двигатели малой мощности
ВВ1Бензиновые двигатели средней мощности, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех типов отложений.
В2Среднетоннажные дизельные двигатели, к которым предъявляются повышенные требования по антикоррозийным и противоизносным свойствам масел, а также склонность к образованию высокотемпературных отложений.
ГГ1Бензиновые двигатели с высоким ускорением, работающие в тяжелых условиях, способствующие окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавчины.
Г2Высокоскоростные дизельные двигатели без наддува или умеренно наддува, работающие в условиях, которые могут вызвать загрязнение при высоких температурах.
ДД1Бензиновые двигатели с высоким ускорением, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, чем масла G1
Д2Высокопроизводительные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях эксплуатации или в которых для используемого топлива требуются масла с высокими нейтрализующими, антикоррозийными и противоизносными свойствами и низкой склонностью к образованию всех видов отложений.
ЕЕ1Бензиновые и дизельные двигатели с высоким ускорением, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, чем для масел D1 и D2.
Е2Эти масла обладают большей диспергируемостью, лучшими противоизносными свойствами.

Если в обозначение включен индекс 1, масло используется для бензиновых двигателей, а если используется индекс 2, оно используется для дизельных двигателей. Если индекса нет, значит масло универсальное.

Воспользовавшись таблицей выше, вы сможете подробно расшифровать классификацию масел ГОСТ. Например, обозначение M-6z / 10B означает: Всесезонное (6z / 10) моторное масло для дизельных и бензиновых двигателей средней мощности (B).

Помимо ГОСТ, в России широко используются классификации смазочных материалов по зарубежным стандартам.

Классификация моторных масел по SAE

Стандарт SAE (Общество автомобильных инженеров Америки) — один из самых популярных в мире. Классификация масел по SAE основана на общем принципе соответствия вязкости свойствам рабочих масел,а также делит масла на три группы: зимние, летние и всесезонные. Он отличается от классификации по другим стандартам своим обозначением:

  • Winter — содержат в маркировке букву W (зима) и 6 уровней вязкости: от 0W до 25W;
  • Лето — обозначается только цифрой, характеризующей вязкость. Есть 5 уровней вязкости: от 20 до 60;
  • Всесезонный — то же, что и ГОСТ, с двойным символом, например SAE 15W-30.
Всё про моторные масла для автомобилей

Примерная совместимость масел SAE и ГОСТ представлена ​​в таблице 3.

Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300

Класс вязкостиКласс вязкости
ГОСТ 17479.1-85SAE J-300ГОСТ 17479.1-85SAE J-300
3z5 Вт2460
4z10 Вт3z / 85w-20
5z15 Вт4z / 610w-20
6z20 Вт4z / 8
6двадцать4z / 1010w-30
85z / 1015w-30
10305z / 12
125z / 1415w-40
14406z / 1220w-30
166z / 1420w-40
двадцать506z / 16

Классификация моторных масел по API

Стандарт API (Американский институт нефти) также широко распространен во всем мире. Классификация API делит масла на 2 большие категории:

  • Категория S (Сервис) — для легковых и легких коммерческих автомобилей с четырехтактными бензиновыми двигателями;
  • Категория C (Коммерческий) — для фургонов, сельхозтехники, дорожно-строительной техники, оснащенных дизельными двигателями.
Всё про моторные масла для автомобилей

Первая категория S включает 10 классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше требования к качеству. Самое современное масло для бензиновых многоклапанных двигателей с турбонаддувом — SL.

Во второй категории С алгоритм обозначения 11 классов такой же (чем дальше буква в алфавите, тем выше качество), только в обозначение иногда входят цифры, обозначающие тип двигателя: 2- или 4-тактный . Наивысшее качество в категории C — CI-4 для быстроходных дизельных двигателей.

Двойная маркировка с символом дроби, например SG / CD, используется для обозначения универсальных масел согласно API.

Следует отметить, что наличие классификационного знака API на упаковке не означает, что качество масла соответствует стандарту. Фактическое соответствие стандарту API подтверждается только действующим сертификатом.

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) был создан ассоциациями производителей автомобилей из Америки и Японии, и разрабатываемые им стандарты касаются в основном рынков этих стран. По классификации ILSAC моторные масла делятся на 5 классов с буквенным индексом GF и цифрой от 1 до 5, GF-5 — самый продвинутый класс (класс GF-6 находится в разработке).

Всё про моторные масла для автомобилей

Масла, соответствующие стандартам ILSAC, отличаются следующими характеристиками.

  • энергосберегающие свойства;
  • Улучшенные противоизносные свойства и высокая степень защиты от образования отложений;
  • Улучшена совместимость с системами выхлопа.

Классификация моторных масел по ACEA

Стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей ACEA (французское название — Association des Constracteurs Europeens des Automobiles, англ. — European Automobile Manufacturers Association) изначально был разработан для европейских стран, а затем применен к мировому рынку автомобильных смазочных материалов. Стандарт вводит три основные категории масел:

  • Класс A / B — для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей;
  • Класс С — для бензиновых и дизельных двигателей, отвечающих современным экологическим требованиям;
  • Класс E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей большой грузоподъемности.
Всё про моторные масла для автомобилей

Маркировка масел, соответствующих данному стандарту, включает буквенный код категории (в случае первой категории — две буквы с десятичным знаком) и цифру рядом с буквой. Чем выше цифра, тем выше требования к качеству масла. Затем две последние цифры года принятия категории разделяются тире.

Пример оценки из первой категории: A3 / B4 — 04. Общие рекомендации по использованию масел, стандартизированных в соответствии с ACEA, являются рекомендациями и требуют уточнения при выборе масла для конкретного транспортного средства.

Популярные марки и рейтинг производителей моторных масел

Пятерка самых популярных в Россиимарки моторных масел, по отзывам автовладельцев, следующие:

  • Mobil — американский бренд концерна Exxon с производственными филиалами по всему миру, самая узнаваемая торговая марка. Он используется ведущими производителями автомобилей как в серийных, так и в спортивных автомобилях. Продукты Mobil совместимы с большинством сертифицированных моторных масел.
  • Shell — международный англо-голландский концерн с мировым именем, по производству уступающий американскому Exxon Mobil, кроме цены. В России марка моторного масла — Shell Helix.
  • Liqui Moly — бренд немецкого концерна, всегда входящий в топ-3 рейтинга лучших моторных масел в мире. Он популярен в первую очередь среди любителей спортивного инвентаря и владельцев престижных автомобилей.
  • Castrol — бренд, принадлежащий концерну British Petrolium. Эти моторные масла очень популярны в России прежде всего благодаря соотношению цены и качества.
  • Лукойл — единственный российский бренд, продукция которого сертифицирована по стандартам API. Несмотря на то, что качество соответствует мировым стандартам, масла Лукойл имеют существенное ценовое преимущество перед зарубежными аналогами.

Перечисляя популярных российских производителей моторных масел, нельзя не упомянуть еще две марки: французскую Total и южнокорейскую ZIC. И если Together уже давно пользуется заслуженным уважением автовладельцев (из минусов — немного завышенный расход топлива), корейский производитель не набрал популярности из-за относительно непродолжительного присутствия на российском рынке.

За рубежом водители также предпочитают известных производителей, а Mobil, Shell и Castrol неизменно входят в тройку лидеров. В то же время в США такие бренды, как Rotella и Pennzoil, связанные с Shell, действуют как независимые бренды. Следующие два бренда неизменно входят в число ведущих западных производителей моторных масел: старейший в мире Valvoline и относительно молодой (основанный в 1986 году) американский бренд Royal Purple.

Мнения водителей о моторных маслах по-прежнему носят качественный характер. Гораздо более объективную информацию дают испытания масел на стендах в лабораторных условиях (сравнительные стендовые испытания) и в реальных условиях (эксплуатационные испытания).

Наиболее авторитетное российское массовое автомобильное издание — журнал «За рулем» периодически заказывает такие испытания у специализированных организаций или проводит их самостоятельно и практически ежегодно публикует результаты. Последнее исследование этого издания включает в себя эксплуатационные испытания одного из самых «популярных» классов синтетических масел 5W40, проведенные восемью известными брендами. Основными параметрами, отслеживаемыми в ходе исследований, были:

  • изменение вязкости выше пределов для данного класса масла;
  • ухудшение моющих свойств и стойкости к кислотообразованию
  • долговечность до состояния расслоения (отложение присадок из-за снижения содержания действующих веществ в масле).

Тесты не принесли никаких сюрпризов: известные производители моторных масел Mobil, Shell и Castrol подтвердили свою репутацию. Причем корейский ZIC по многим параметрам опережает даже мировых лидеров, что позволяет рекомендовать его продукцию к применению.

Как правильно подобрать моторное масло для автомобиля

Всё про моторные масла для автомобилей

Классический пример того, как очень дорогое моторное масло для спортивного автомобиля (например, класс 0W60) может необратимо навредить серийному массовому автомобильному двигателю, основан на простом факте: вязкость, не рекомендованная производителем смазочного материала, неизбежно приведет к необратимым изменениям в работе. .

Поэтому при выборе моторного масла следует начать с ознакомления с рекомендованными производителем классами вязкости для конкретной модели двигателя (а не марки, поскольку линейка двигателей данной марки или даже модели автомобиля может иметь разные требования к смазочным материалам). Подробнее читайте в статье: Какое масло нужно заливать в двигатель.Многие производители масел сертифицируют свою продукцию в консультации с производителями автомобилей для конкретных марок и моделей автомобилей. В этих ситуациях при выборе моторного масла недостаточно следовать общим критериям соответствия стандартам классификации SAE, API, ILSAC или ACEA. Такие требования можно найти, например, в автомобилях Mercedes, Audi или VW, и они должны выполняться, чтобы сохранить заводскую гарантию на двигатель. Рекомендованные товары для этих автомобилей можно приобрести у официальных представителей или дилеров автомобильной марки, и они будут стоить недешево.

Если у производителя автомобилей есть только общие рекомендации по классификации смазочных материалов (например, SAE), у автовладельцев есть больше возможностей для экономии. Существует баланс между более частой заменой недорогого отечественного масла от проверенного производителя (например, Лукойла) на более дорогую продукцию известных мировых брендов, но с увеличенными межсервисными интервалами.

Кстати, подобные лабораторные испытания проводил журнал «За рулем», и результаты подтвердили экономическую целесообразность использования российских масел (с более частой заменой) без негативных последствий для двигателя.

И, конечно же, выбирая моторное масло, остерегайтесь подделок, которые наводняют рынок. Одного рецепта быть не может, но репутация магазина и наличие сертификатов лишними не будут. И в этом смысле у российских брендов, наверное, есть преимущество: подделка более дорогих товаров имеет смысл.

Оцените статью
Интернет-Клуб Для Автолюбителей